|
||
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 2 Основы теории спроса и предложения » 2.2. Предложение товара и факторы, воздействующие на него 2.2. Предложение товара и факторы, воздействующие на него Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара (QSх). Отметим, что QSх может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям. Величина QSх также зависит от промежутка времени, как и QDх, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (например, месяц). На количество товара Х, которое фирмы желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие: • цена самого товара Х (обозначим ее Рх); • цены ресурсов (Pr), используемых в производстве товара Х; • уровень технологии (L); • цели фирмы (А); • величины налогов и субсидий (Т); • цены на иные товары (Рi); • ожидания (Е); • число производителей товаров (N). Всю совокупность значений QSх товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара Х. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме. Представим функцию предложения в табличной форме. Таблица 2 Данные табл. 2 отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения. На основании данных табл. 2 можно построить график. Полученная кривая S называется кривой предложения. Рис. 3. Кривые предложения Соединив точки A, B, ..., F, отложенные на основании данных табл. 2, в одну линию, получим кривую предложения S. Если под воздействием какого-то фактора предложение возрастет, то кривая S сместится вправо и займет положение S'. При уменьшении предложения кривая S сместится влево и примет вид S". Как видно из рис. 3, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены Рх товара Х растет количество товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер. Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения. Если под воздействием изменений какого-либо фактора величины QSх меняются при каждой цене и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо и занимает положение S'; в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево – кривая S" (рис. 3). Увеличению предложения способствуют: • рост числа производителей; • снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии; • субсидий товаропроизводителям. Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы. (Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1) Поделиться:
Темы из "Микроэкономика. Глава 2 Основы теории спроса и предложения": |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2024
|