Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 2 Основы теории спроса и предложения » 2.4. Эластичность спроса и предложения

2.4 Эластичность спроса и предложения

В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента:


Эластичность спроса по цене. Обратимся к спросу, который отражает зависимость QDх (функции) от Рх (аргумента) при прочих равных условиях. Пусть при цене Р1 покупатели предъявляют спрос на QD1 товара Х. Положим, что в результате расширения предложения цена товара упала до Р2, соответственно QDх возросло до QD2. Чтобы определить процентное изменение QDx и Px, следует величину приращения ΔQD = QD2 – QD1 отнести к среднему значению QDср на интервале QD2 – QD1, а ΔРх = Р2 – Р1 – к среднему значению Рср.

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:


При изменении цены товара Х и его QDх эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) количество товара Х, на которое предъявляется спрос (QDx), когда цена товара Х (Рх) уменьшается (увеличивается) на 1%.

Для большинства товаров при понижении цены товара величины QD возрастают. Иными словами, приращения QDx и Рх имеют всегда разные знаки, и эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Чтобы избежать путаницы в оценке εd, эластичность указывается в абсолютных величинах без учета знака «минус».

В экономической науке принято считать, что если процентное изменение QDх превосходит процентное изменение Рх, т.е. если εd > 1, то спрос на товар Х является эластичным по цене. Если εd < 1, то спрос на товар Х является неэластичным по цене. Наконец, когда процентные изменения QDx и Рх совпадают, т.е. εd = 1, эластичность спроса по цене называется единичной.

Как следует из формулы (2), возможны два предельных случая: когда εd = ∞ и когда εd = 0. Если εd = ∞, то спрос считается абсолютно эластичным. В этом случае кривая спроса представляет собой горизонтальную прямую. Если εd = 0, то спрос абсолютно неэластичен и кривой спроса является вертикальная прямая.

Эластичность спроса и изменения в суммарной выручке. Суммарная выручка (TR) представляет собой всю выручку, полученную от реализации Q единиц товара Х по цене Р: TR = QP. Поскольку эластичность спроса по цене также показывает взаимосвязь Q и Р, можно сделать следующие выводы:

• если спрос эластичен и эластичность εd > 1, т.е. относительное увеличение Qх превосходит относительное снижение Рх, то падение цены Рх вызовет увеличение суммарной выручки TR производителей товара Х и, соответственно, рост суммарных расходов (ТЕ) домохозяйств на покупку товара Х;

• если спрос неэластичен и εd < 1, т.е. относительное увеличение Qх меньше, чем относительное снижение Рх, то падение цены Рх вызовет уменьшение суммарной выручки TR производителей товара Х;

• когда спрос имеет единичную эластичность и εd = 1, т.е. относительные изменения Рх и Qх равны, то понижение цены Рх не оказывает воздействия на TR.

Значит, если спрос на товар Х эластичен, то фирмы могут увеличить свою выручку путем снижения цены и повышения уровня продаж. Соответственно, при неэластичном спросе на товар Х, понижение цены товара Х приведет к падению выручки фирм.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Как показывает практика, главное влияние на εd товара Х оказывает наличие у товара Х близких заменителей. Чем больше заменителей имеет товар Х, тем выше его эластичность.

Способность товара Х иметь близкие заменители позволяет выделить дополнительные правила:

1. Товары и расходы, которые имеют значительный удельный вес в бюджете домохозяйств, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

2. Предметы первой необходимости имеют обычно невысокую эластичность, поскольку не располагают близкими заменителями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

Эластичность спроса по доходу. Согласно введенному ранее общему понятию эластичности можно определить эластичность спроса на товар Х по доходу следующим образом:


Реакция QD товара на изменения Y позволяет подразделить все товары на два класса:

1. Для большинства товаров увеличение среднего дохода домохозяйств приводит к росту QDx, поэтому значения εy положительны; такие товары называются обычными (нормальными) товарами или товарами высокого качества.

2. Для отдельных товаров с ростом Y величина QDx сокращается, т.е. εy < 0; такие то- вары называются товарами низкого качества.

Для нормальных товаров величины εy могут принимать любые значения от 0 до + ∞. Если εy > 1, то товары считаются эластичными по доходу, а в случаях, когда εy < 1, товары неэластичны по доходу. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении среднего дохода домохозяйств потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с εy > 1, ждет расширение, а отрасли с εy < 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

Основным фактором, определяющим εy, является важность данного товара в потреблении: чем более необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса. Иногда важно также знать, как меняется количемтво товара Х, на которое предъявляется спрос, при изменении цены другого товара Y. Сделать это можно с помощью перекрестной эластичности спроса εxy , определяемой следующим образом:


Понятие перекрестной эластичности применимо либо для товаров-заменителей, либо для взаимодополняющих товаров. Если товары X и Y независимы, то изменение цены Y никак не скажется на QDx. Для товаров-заменителей изменение цены Py и QDx товара Х происходят в одном направлении: снижение цены товара Y вызывает снижение QD товара Х, а рост цены Y приводит к увеличению QDx. Поэтому для товаров-заменителей значение εxy всегда положительны и теоретически могут изменяться от 0 до + ∞. Что касается взаимодополнительных товаров, то для них изменение Py и QDx происходит в обратных направлениях: увеличение Py вызывает сокращение QDx, а падение Py к росту QDx. Поэтому для товаров, дополняющих друг друга, значение εxy всегда отрицательны и могут меняться от - ∞ до 0.

Перекрестную эластичность используют при контроле над соблюдением антимонопольного законодательства: если какая-нибудь фирма производит товар Х, имеющий заменитель – товар Y, то монополизация этой фирмой отрасли приведет к тому, что снизится производство конкурирующего товара-заменителя Y. В этой связи изменение цены товара Y будет мало влиять на QD товара Х, и εxy начнет снижаться, что послужит сигналом для контролирующих органов о возможном возникновении монополии в производстве Х.

Эластичность предложения. Эластичность предложения показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее определяют по формуле:


Методика исчисления εs идентична методике исчисления эластичности спроса.

Для большинства рассматриваемых товаров кривая предложения имеет восходящий характер, т.е. увеличению Рх соответствует рост QDx. Поэтому, для этих товаров εs всегда положительна.

Формула (4) позволяет сделать вывод, что и для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда εs = 0 и когда εs = ∞. При εs = 0 предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. QSx никак не реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если εs = ∞, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным является, например, предложение труда для отдельной некрупной фирмы.

Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то мы можем говорить об эластичности кривой предложения. В этом случае совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная.

Практически сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на эластичность предложения. Однако решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал: чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара Х для перестройки производства в связи с ростом или падением цены товара Х, и тем выше будет эластичность предложения.

Наконец, на эластичность предложения большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара Х связано с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика.


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Глава 2 Основы теории спроса и предложения":

2.1 Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос
2.2 Предложение товара и факторы, воздействующие на него
2.3 Равновесная цена
2.4 Эластичность спроса и предложения




поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024