|
||
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 2 Основы теории спроса и предложения » 2.1 Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос 2.1 Спрос на товары и услуги. Факторы, определяющие спрос Спрос играет большую роль на микроуровне. То количество товара Х, которое потребители желают и могут приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос (QD), или величиной, объемом спроса. Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара Х оказывают воздействие различные факторы. Из них можно выделить ряд основных, влияющих на желания практически всех покупателей: • цена самого товара Х (обозначим ее Рх); • цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Рi, i=1,2, ...,N, где N – число товаров, взаимосвязанных с товаром Х); • вкусы потребителей (Т); • средний доход домохозяйств (Y); • распределение доходов между домохозяйствами (Y); • количество покупателей (N); • ожидание изменений цен товаров (Е). Всю совокупность значений QD товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях называют спросом (D) на товар Х. Спрос можно представить в виде таблицы, функциональной зависимости и графически. Представим функцию спроса в табличной форме (данные условные). Таблица 1 Данные в табл. 1 отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара Х при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению количества товара Х, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что его называют законом спроса. Исследование спроса удобнее и нагляднее проводить с помощью графиков, отражающих основные закономерности рынка. Впервые графическую зависимость спроса товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1890 г. При этом он пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило Маршалла считать функцией цену товара Р, а аргументом – QD. Поэтому он отложил величины Р по вертикальной оси, а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное Маршаллом правило построения кривых, когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, так как ценовые неизвестные при этом являются аргументом. Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос (QDх), от цены товара (Рх), при прочих равных условиях построим график на основании данных табл. 1. Рис. 2. Кривые спроса Соединив точки A, B, C, D, E, F, отложены по данным табл. 1. в одну линию, получим кривую D. Если под воздействием какого-то фактора произойдет увеличение спроса, то кривая D сместится вправо и займет положение D1. Когда изменение фактора приводит к снижению спроса, то кривая спроса смещается влево до D2. Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара Х при той или иной цене Рх. Вся же кривая D отражает набор возможных соотношений «Рх – QDх» при прочих равных условиях, т.е. является графическим отображением спроса. Как видно из рис. 2, кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Х растет количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет «падающий» характер. Под спросом понимается совокупность значений QDх, соответствующих всем возможным значениям Рх при прочих равных условиях, поэтому когда нас интересует спрос на товар Х при заданных условиях (т.е. ни один из факторов, влияющих на QDх, не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений «Рх – QDх». Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определенную величину QD – количество товара Х, на которое предъявляется спрос при соответствующей цене Рх (например, при цене 10 руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. шт. товара Х). Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса. Ранее предполагалось, что меняется только цена товара Х и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на QDх. Но каждый из этих факторов сказывается на QD товара Х, значит, они должны влиять на спрос. Особый интерес представляют два случая: а) когда под влиянием изменения какого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большее количество товара при каждой цене; б) когда при изменении какого-то фактора покупатели при каждой цене начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара. В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в таком случае), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая D смещается вправо, то говорят, что спрос увеличился; если при каждой возможной цене значения QD снижаются, а вся кривая D смещается влево, то говорят, что спрос уменьшился. Так, рост доходов населения, увеличение числа покупателей, ожидаемое повышение цен приводят к расширению спроса, а снижение цен на товарызаменители, повышение цен на взаимодополняющие товары вызывают сокращение спроса. Сдвиг кривой спроса и перемещение по кривой спроса. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара). Если ни один из этих неценовых факторов не изменится, то спрос останется прежним, и кривая спроса не переместится из начального состояния. Когда в результате каких-то изменений в рыночной ситуации меняется QDх, но все факторы, влияющие на QDх, кроме цены Рх, сохраняются неизменными (а значит, кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте), спрос на товар Х не меняется. В подобных случаях происходит лишь изменение величины QDх при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса. (Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1) Поделиться:
Темы из "Микроэкономика. Глава 2 Основы теории спроса и предложения": |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2024
|