Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 12.2.3 Целевые программы региональных инвестиций

12.2.3 Целевые программы региональных инвестиций

Существующее в мировой практике распределение инвестиционных функций в системе управления регионом предполагает решение региональными органами управления задач поддержки и развития социально-бытовой и производственной инфраструктур, осуществление структурной перестройки их хозяйства. Однако финансовая база региона не всегда достаточна для выполнения указанных задач.

Одним из инструментов реализации инвестиционной политики на уровне региона являются региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могут претендовать на долевое участие в их финансировании из федеральных источников. При этом одним из основных условий финансирования подобных программ является их ориентация на долгосрочные инвестиционные решения, связанные с глубокой структурной инвестиционной перестройкой и достижением макроэкономического равновесия.

Поэтому регионам, относящимся к типам 3А, 2В, 2С, рекомендуется наравне с другими возможностями активнее участвовать в разработке и реализации разнообразных федерально-региональных целевых программ социально-экономического развития региона.

Основной целью таких программ является повышение жизненного уровня населения на основе структурной перестройки и социальной переориентации экономики, превращение региона в экономически и социально развитое звено народного хозяйства путем реализации на его территории конкурентоспособных приоритетных направлений развития. Для достижения этой цели перед программой ставят следующие задачи:

• стабилизация и придание устойчивости развитию экономики, модернизация существующих и развитие новых отраслей промышленности, решение проблем занятости населения;

• уточнение места и роли региона в общероссийском разделении труда, эффективное использование природно-географических, промышленных, инновационных и иных факторов развития, обеспечение взаимной увязки интересов центра и региона, отечественных и иностранных инвесторов, создание условий для зарубежных инвестиций;

• усиление интеграции хозяйственного комплекса региона с федеральным округом, центром и международным сообществом в целях более полного обеспечения ее потребностей в сырье и материалах, топливе, энергии и социально значимых товарах и услугах;

• эффективное использование экономической науки и инновационного и кадрового потенциала, в том числе создание условий для повышения уровня занятости;

• формирование институтов рыночной инфраструктуры, развитие экспортного потенциала и внешнеэкономической деятельности;

• мобилизация финансовых, кредитных и других видов ресурсов на решение приоритетных задач.

Государственная поддержка развития инвестиционных процессов в экономике региона состоит в оказании помощи при финансировании проектов программы за счет средств федерального бюджета.

Как показывает опыт формирования программ развития, их разработка и реализация оказывают значительное влияние на активизацию инвестиционной деятельности в регионе, создание благоприятного инвестиционного климата, поскольку они содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной сферы, образования, малого бизнеса, пополнению регионального бюджета, созданию рыночной инфраструктуры.

Большое значение в области улучшения инвестиционного климата субъектов Российской Федерации призваны играть разнообразные федеральные целевые программы, разрабатываемые для регионов. Всего в утвержденном Правительством РФ перечне федеральных целевых программ содержится 163 программы, преследующие разнообразные цели.

Таким образом, федеральные программы затрагивают очень большой круг вопросов, актуальных для большинства регионов России. Обычно подобные программы финансируются за счет нескольких источников: средства федерального бюджета, бюджета региона, бюджетов районов и городов, собственные средств предприятий-участников программ. Однако, как показывает опыт, программы финансируются очень неравномерно, несмотря на их функциональную важность.

Организация формирования целевых региональных программ проходит в несколько этапов, для чего вырабатывается организационно-экономический механизм управления программами. В ходе обоснования основных направлений программы должны участвовать все заинтересованные организации, администрация, предприниматели, комитеты, фонды, кредитные организации, а также предприятия различных отраслей, заинтересованные в получении помощи и поддержки от региональной власти при реализации важнейших мероприятий и проектов. Они направляют в оргкомитет (дирекцию программы) свои предложения и бизнес-планы работы на период с выделением сроков реализации того или иного предложения и необходимого объема финансирования, а также предложения по законо-проектам, принимаемым на уровне региона.

Основную нагрузку по согласованию, анализу, оценке и контролю за выполнением разделов программы должен нести оргкомитет, который в последующем представляет скорректированную программу на согласование в администрацию региона.

Оценить перспективность составления подобных ежегодных программ можно, рассмотрев основные мероприятия и показатели, заложенные на тот или иной год. А оценка эффективности выполнения отдельных предложений программы характеризуется конкретными результатами, достигнутыми по истечении отчетного периода. Повышению эффективности выполнения отдельных мероприятий программы способствует закрепление за каждым разделом ответственных исполнителей, анализирующих рациональное и целевое использование выделенных ресурсов.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
12.2.2 Характеристики инвестиционного потенциала региона

Текущая тема:
» 12.2.3 Целевые программы региональных инвестиций

Следующая тема:
12.3.1 Тенденции развития региональной инвестиционной политики



поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017