Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 12.3.1 Тенденции развития региональной инвестиционной политики

12.3.1 Тенденции развития региональной инвестиционной политики

Преодоление экономического кризиса и создание условий для устойчивого роста невозможно без осуществления необходимых сдвигов в инвестиционной сфере. Для реализации всего комплекса проблем России необходим экономический рост не менее 4-5% в год в течение 20 лет. Для этого требуется масштабный приток инвестиций, поскольку повышение загрузки имеющихся мощностей позволит увеличить ВВП не более чем на 8-12%. Возможности государственных инвестиций крайне ограничены, и их эффективность низка. Требуются частные инвестиции — отечественные и иностранные, но для них необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла конкурировать на международных рынках капиталов и прекратить отток капиталов из страны.

Зарубежный опыт свидетельствует, что развитие инвестиционной деятельности в мире прошло три исторических этапа. Для первого этапа (1970-е гг.) были характерны портфельные инвестиции в форме создания и финансирования дочерних компаний иностранных фирм, товарных кредитов для реализации инвестиционных проектов. На втором этапе (1980-е гг.) преобладали прямые инвестиции предпринимательского капитала в создание и реконструкцию промышленных предприятий и систему сервиса за рубежом.

Сейчас начался третий этап инвестиционной деятельности с новыми формами инвестиционного сотрудничества. Они реализуются путем предоставления не только денег, но и «неосязаемых» инвестиционных ресурсов — лицензионных соглашений, контрактов на управление, франчайзинга, когда инвесторы получают прибыль благодаря обладанию технологическими и управленческими преимуществами, позволяющими устанавливать контроль в области производства и реализации конечного продукта.

Инвестиционная деятельность в России должна пройти через эти этапы. Россия находится еще на пути от первого этапа ко второму, а потенциальные иностранные инвесторы мыслят категориями третьего типа. В то же время обострилась необходимость перехода от портфельных инвестиций к прямым производственным вложениям в форме инвестиционных проектов, способствующих трансферту технологий и опыта менеджмента.

Как показывает мировой опыт, приоритетными сферами инвестирования являются те, которые позволяют добиться быстрой окупаемости вложений и одновременно обусловливают возникновение потребностей в развитии сопряженных производств. К приоритетным сферам в регионах можно отнести прежде всего жилищное строительство, предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственного сырья, легкую, пищевую промышленность и объекты инфраструктуры. Отличительной чертой государственной стратегии инвестиционного процесса должен стать приоритет инвестиций в «человека» (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и страхование, науку, подготовку кадров), в отдельные секторы производственной инфраструктуры и важнейшие виды наукоемких и стратегических производств.

На современном этапе главными целями экономического развития региона являются поддержка собственных товаропроизводителей и увеличение внутреннего совокупного спроса. В этой связи региональная экономическая политика должна преследовать три основные цели:

• накопление и повышение инвестиционного потенциала экономики региона;

• стимулирование роста производства, включая производительность труда, и деловой активности;

• стимулирование внутреннего совокупного спроса на отечественные товары и услуги.

Проводимая социально-экономическая политика должна способствовать изменению отношений в реальном секторе экономики в нескольких взаимосвязанных направлениях:

• необходимость повышения качества менеджмента на всех уровнях управления обусловливает совершенствование организационной и управленческой структур в реальном секторе экономики, что предполагает проведение реформы предприятий и государственного сектора экономики;

• улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса (рост объемов инвестиций, включая иностранные с предоставлением государственных гарантий, сокращение сроков их окупаемости, увеличение доли инвестиций, реализуемых в современные технологии, прежде всего в наукоемких отраслях);

• изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки;

• развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важных отраслей, как транспорт и связь.

В соответствии с этим формируются стратегия и приоритеты региональной инвестиционной политики:

• улучшение воспроизводственной структуры капитальных вложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий;

• усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования;

• изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения в пользу отраслей, вырабатывающих продукты питания и предметы личного потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая промышленность), сферы обслуживания;

• инвестирование отраслей и предприятий, производящих реально и потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;

• увеличение капитальных вложений в отрасли и предприятия, приводящие к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые;

• увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения.

Работа по привлечению капитальных вложений в регион должна быть ориентирована на поддержку инновационных, наукоемких и экспортоориентированных производств. При этом инвестиционное сотрудничество должно быть направлено в первую очередь на модернизацию предприятий и освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях.

На предприятиях важно создавать особо благоприятные условия для иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят с собой новые технологии и опыт управления. В области привлечения иностранных инвестиций можно выделить четыре основных направления:

Первое заключается в освоении с помощью иностранного капитала невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности. Это направление рассматривается как основное.

Второе — расширение и диверсификация экспортного потенциала.

Третье — создание импортозамещающих производств, особенно в сфере производства товаров народного потребления, основных продовольственных товаров и медикаментов.

Четвертое — привлечение инвестиций в сферу транспорта, связи и другие отрасли инфраструктуры.

Основным препятствием для привлечения внешних инвестиций в регионы помимо общероссийских факторов инвестиционного рынка остается развитие рыночной среды хозяйствования (по сравнению со средним по России уровнем) и маркетинг имиджа региона на российском и мировом рынках.

Поэтому основными направлениями инвестиционной деятельности в регионе должны стать:

• формирование инвестиционной инфраструктуры как основы для активизации инвестиционной деятельности;

• целенаправленная поддержка сельскохозяйственных производителей;

• создание ориентированных на общероссийский рынок производств в машиностроении, пищевой промышленности с привлечением передовых технологий и иностранных инвестиций;

• развитие отраслей строительства и ЖКХ с использованием частного и смешанного финансирования.

Принципиальным вопросом является определение отраслевой структуры капиталовложений: куда помещать инвестиционные ресурсы; какие производства поддерживать в первую очередь. В кризисной ситуации, когда платежеспособный спрос минимален, а некоторые виды продукции вообще отсутствуют, отечественные и иностранные инвестиции следует вкладывать в те производства, спрос на продукцию которых стабилен.

В то же время, привлекая прямые иностранные инвестиции, не следует забывать об использовании внутренних инвестиционных ресурсов. Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий в регионе должно стать первостепенной стратегической задачей. Приоритетными отраслями для прямых инвестиций являются прежде всего перерабатывающие отрасли. Реализация этой задачи невозможна без разработки и введения соответствующих инвестиционных налоговых и финансовых льгот.

Для ускоренного накопления инвестиционных ресурсов целесообразно существенно повысить действующие нормы амортизации, одновременно устранив их чрезмерную дифференциацию. Поскольку российская экономика интегрируется в мировую экономическую систему, периоды возврата основного капитала нужно приблизить к действующим в развитых странах, что создаст равные условия вложения средств для иностранных инвесторов.

Для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции предприятиям необходимы современные средства производства. Инструментом, позволяющим осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в мировой практике, является лизинг, включающий элементы кредитных, инвестиционных и внешнеторговых операций. Развитие лизинга способствует реструктуризации предприятий и обновлению производственных фондов, привлечению для этого отечественного и иностранного капитала, стимулированию внедрения в производства научных разработок, созданию импортозамещающих производств.

Экономически привлекательным для государства и реального сектора экономики региона выступает развитие механизма ипотечного кредитования, так как оно является способом создания и привлечения дополнительных ресурсов для поддержания и развития материального производства и выступает средством перераспределения имущества в тех случаях, когда другие (например, купля-продажа) юридически невозможны или экономически нецелесообразны. Особую роль ипотечное кредитование играет для развития малого бизнеса, жилищного строительства, поскольку позволяет получить недорогой долгосрочный инвестиционный кредит.

Наиболее перспективными с точки зрения активизации инвестиционной деятельности в реальном секторе являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Такие структуры позволяют решать проблемы сбыта продукции и взаиморасчетов, внедрения инноваций, привлечения партнеров.

Важнейшим институциональным элементом привлечения индивидуальных сбережений населения в инвестиционный процесс являются контрактные сберегательные учреждения (КСУ), из которых наибольшее распространение в развитых странах получили государственные и частные страховые компании и пенсионные фонды. Подобные организации позволяют вкладчикам накопить достаточные суммы на приобретение жилья, товаров длительного пользования, на оплату обучения детей и другие нужды, одновременно получая в распоряжение инвестиционные ресурсы.

В современных условиях основное внимание уделяется решению текущих задач, и инвестиционная политика направлена главным образом на поддержание жизнеспособных отраслей, что, безусловно, оправданно и целесообразно. Но без разработки и реализации стратегических направлений инвестиционной политики результативность прилагаемых усилий значительно снижается, о чем свидетельствует состояние финансов, производственного потенциала, динамика производства важнейших видов продукции, развитие социальной сферы.

Активизация инвестиционной деятельности в регионах требует первоочередных мер по формированию благоприятного инвестиционного климата. Важным элементом данной работы в регионе является создание и укрепление инвестиционного имиджа путем: совершенствования и формирования нормативной базы по привлечению инвестиций, разработки региональных инвестиционных программ; расширения форм привлечения иностранных инвестиций (инвестиционные соглашения, совместное производство, экспортные кредиты); организации системы гарантий, льгот и страхования инвестиций, развития залоговых операций, лизинга; совершенствования информационной поддержки и консультативного обеспечения инвестиционных проектов и программ, формирования банка данных инвестиционных проектов, проведения маркетинговых исследований; развития сотрудничества с международными финансовыми организациями, лизинговыми компаниями; формирования имиджа региона в средствах массовой информации (в том числе в сети Интернет), более широкого представительства за рубежом, публикации инвестиционного рейтинга региона и предприятий; создания форм и методов привлечения в процесс инвестирования сбережений населения; формирования регионального фондового рынка и повышения доверия населения к ценным бумагам как к инструменту перелива капитала в реальный сектор экономики.

С экономической точки зрения региональная инвестиционная политика должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую хозяйственную среду и условия развития деловой активности; инициировать ее рост в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, должен создаваться постоянный импульс инвестиционной деятельности.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
12.2.3 Целевые программы региональных инвестиций

Текущая тема:
» 12.3.1 Тенденции развития региональной инвестиционной политики

Следующая тема:
12.3.2 Механизм формирования гарантий инвестиций


поиск по сайту





WMmail.ru - сервис почтовых рассылок


Наверх




© study-i.ru 2012-2017