|
||
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 16 Рыночная власть 16. Рыночная власть При совершенной конкуренции на рынке действует достаточно много продавцов и покупателей, которые в отдельности не могут повлиять на цену товара. Фирмы принимают рыночную цену, решая, сколько производить и продавать, а потребители в свою очередь решают, сколько этого товара нужно купить. Монополия и монопсония являются противоположными понятиями. Монополия — рынок, имеющий одного продавца и множество покупателей, монопсония — рынок со множеством продавцов и только лишь одним покупателем. Рассмотрим поведение монополиста. Так как он является единствен- ным производителем товара, то он может установить свою цену на предлагаемый товар и контролировать ее. Если сравнивать предложение монополиста и предложение при совершении конкуренции, то, неоомнешго, у монополиста оно будет меньше, а цена, наоборот, значительно больше. Это связано с определенными издержками для обществу потребителей покупают продукт (т.е. те, кто его покупает, дают любые деньги). Чтобы этого не было, существует антимонопольная полигика. Монополия в чистом виде — явление очень редкое, но на многих рынках лишь несколько фирм конкурируют друг с другом. Их взаимодействия связаны со стратегией фирм на данном рынке. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Теперь обратимся к монопсонии. В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую устанавливает монопсонист представляет собой функцию его спроса. Проблемы монопсониста заключаются в выборе количества: максимизирует чистую прибыль от покупки — ценность товара минус цена, которая за него уплачена. Чистая монопсония — редкое явление (как и монополия). Но существуют рынки, где действуют только несколько покупателей, которые могут приобрести товары за меньшую цену, чем при совершенной конкуренции. Такие покупатели имеют монопсоническую власть. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Власть монополий и монопсоний — формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара, именно поэтому мы должны знать механизм действия рыночных сил и их влияние на фирмы и потребителей. Как было сказано ранее, монополия в чистом виде встречается редко, чаще несколько фирм взаимодействуют друг с другом. Чтобы деятельность монополии была эффективна и приносила положительный эффект, она должна определить объем выпуска продукции исходя из спроса на данный товар, затем нужно установить це1гу реализации, которая зависит нетолько отиздержек производства, но и от налоговой ставки на единицу продукции, а также от спроса на товар (т.к. предприятие самоустанавли- ваетцены); Для определения объема выпуска продукции существует правило: максимизирующий прибыль объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. Но фирме-монополисту могут назначить цену реализации товара больше, чем предельные издержки, и таким путем подучить дополнительную прибыль. Конечно, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и полностью монополизировала р§*шок, но все-таки она существенна. Способом измерения монопольной власти служит величина, на которую пена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частности, можно использовать коэффициент повышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аб-ба Лернером и получил название показателя монопольной атасти Лернера: L = (P-MC) / P, где L — показатель монопольной власти Лернера; Числовое значение коэффициента Лернера находится между 1 и О. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0 Чем больше L, тем больше монопольная власть. Разница между ценой товара и предельными издержками его производства обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы, А1 следовательно, конечной причиной монопольной власти является эластичность рыночного спроса, число фирм на рынке и взаимодействие между фирмами. Рыночная власть — явление довольно распространенное. Во многих отраслях действует лишь несколько фирм, поэтому каждый производитель обладает относительно монопольной властью. А многие фирмы в качестве покупателей сырья, трудовых ресурсов или других товаров обладают относительной монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Проблемы, с которыми сталкиваются руководители этих фирм, — наиболее эффективное использование рыночной власти. Они должны решить, как устанавливать цены, выбирать количество используемых производственных факторов, определять объем выпуска продукции в краткосрочный и долгосрочный периоды, чтобы максимизировать прибыль фирмы. (Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5) Поделиться:
Темы из "Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы": |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2024
|