|
||
Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 44 Маркетинг 44. Маркетинг В настоящее время в деятельности любого предприятия независимо от организационно-правовой формы, специализации и размеров отводится особое место маркетингу как одному из важнейших элементов рыночного механизма хозяйствования. В широком смысле маркетинг — это концепция управления, целевая философия бизнеса, сущность которой в формуле: производите то, что у вас безусловно будет куплено, а не навязывайте покупателю то, что вам удалось произвести. В узком смысле — это система организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия на основе комплексного анализа рынка, запросов покупателей с целью успешной реализации продукции и получения на этой основе максимального дохода (прибыли). Каждое предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами маркетинга: 1) принцип целенаправленности, поскольку взаимоотношения «потребитель — производитель (продавец)» есть результат взаимодействия многообразных, порой разнонаправленных, неуправляемых факторов; 2) принцип планирования и маркетинга и принятия управленческих решений относительно любого элемента маркетинга должен базироваться на анализе внутренней и внешней среды. При ориентации предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговая деятельность приобретает особую значимость и основывается на исследованиях спроса и предложения товара, прогнозировании конъюнктуры рынка; 3) принцип регулирования спроса, формирования гармоничных потребностей предполагают построение рациональной системы управления маркетингом, целенаправленное воздействие на покупателя с помощью всех доступных средств; 4) принцип максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса обеспечивается единством стратегии и тактики маркетинга. Эти принципы составляют основу маркетинговой деятельности. К функциям маркетинга относятся: 1) аналитическая функция — изучение потребителей, конкурентной структуры рынка, анализ конкурентоспособности товара; 2) производственная функция - организация рационального материально-технического снабжения и производства, управление конкурентоспособностью и позиционирование товара; 3) сбытовая функция — организация эффективной системы товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, формирование спроса и стимулирования сбыта, осуществление товарной и ценовой политики; 4) функция управления и контроля—организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга. Маркетинг дает руководителю предприятия информацию о том, какие товары и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые они готовы платить, какова динамика спроса на локальных рынках, а также позволяет определить, в какие виды производства наиболее выгодно инвестировать средства, и рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции. Функции маркетинга носят двойственный характер: с одной стороны, это тщательное изучение рынка, т.е. спроса и вкусов покупателей, ориентация производства на эти требования, адресность, а с другой — активное воздействие на спрос, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Выделяют микро- и макросреду маркетинга. Микросреда — это совокупность субъектов и факторов, определяющих возможности предприятия обслуживать своих потребителей. Макросреда — это совокупность общественных и природных условий, которые воздействуют на все субъекты микросреды и включают политические, социально-экономические, правовые, научно- технические, культурные и природные факторы. Комплекс маркетинга — это набор элементов, которые поддаются контролю, их использует руководитель предприятия, для того чтобы вызвать желаемую реакцию целевого рынка, т.е. определенной группы покупателей. Комплекс маркетинга включает в себя четыре основные составляющие: товар, цена, система распределения товара, система стимулирования продаж. Товар содержит в себе набор свойств, которые необходимы потребителю и которые он желает приобрести. Цена — это денежное выражение стоимости товара. В основе ценовой политики предприятия лежат три фактора: 1) положение предприятия на рынке, определяемое организационной структурой, долей товаропроизводителя, его товарным ассортиментом и финансами; 2) перспективность товара, обусловленная его конкурентоспособностью, технологией производства, уровнем платежеспособного спроса; 3) перспективность рынка. Система распределения товара — деятельность, посредством которой товар переходит в руки потребителю. Она заключается в организации эффективных каналов товародвижения, подборе оптовых и розничных посредников, поддержании необходимых запасов, обеспечении эффективной транспортировки и складирования товаров. Система стимулирования продаж — это деятельность по распространению сведений о достоинствах товара и убеждению покупателей приобретать его; включает различные виды рекламы и методы стимулирования сбыта продукции. (Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5) Поделиться:
Темы из "Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы": |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2025
|