|
||
Главная » Форекс » Фундаментальный анализ 13 Индикаторы потребительского спроса Жилищное строительство и рынок жилья Продажи грузовых и легковых автомобилей Индексы настроения потребителя Существуют специальные индикаторы, характеризующие готовность потребителей тратить деньги на приобретение различных благ. Некоторые из таких индикаторов имеют важное значение для валютных рынков так как высокий потребительский спрос стимулирует подъем производства во многих отраслях и может служить основой экономического роста. Наоборот, слабость потребительского спроса или его снижение являются сигналом и могут быть причиной спада в экономике. Ориентируясь на эти показатели, центральные банки могут менять процентные ставки или использовать другие рычаги финансовой политики, что непосредственно сказывается на валютных курсах. Мы рассмотрим здесь некоторые наиболее популярные из индикаторов потребительского спроса, связанных с жилищным строительством и рынком жилья, с показателями розничной торговли, а также индекс потребительских настроений. Жилищное строительство и рынок жилья Индикаторы жилищного строительства и рынка жилья в качестве компонентов потребительского спроса могут приобретать для валютного рынка большое значения в переходные периоды экономических циклов, в среднем же их волатильность и зависимость от многих случайных факторов, вплоть до погоды, делают интерпретацию достаточно сложной. Но к лету 1999 года, например, все индикаторы потребительского спроса в США рассматривались валютным рынком самым внимательным образом, поскольку FED видел в дальнейшем росте потребительского спроса источник инфляции, в борьбе против которой был готов поднять процентные ставки. Кроме того, американские руководства по экономической статистике подчеркивают, что именно жилищное строительство было той движущей силой, которая поднимала американскую экономику из всех рецессии после Второй Мировой войны. Статистика жилищного строительства и рынка отслеживается на всех его этапах: • полученные разрешения на жилищное строительство (Building Permits); • начатые строительства (Housing Starts); • завершенные строительства (Housing Completions); • продажи новых и продажи существующих односемейных домов (New and Existing one-family Home Sales); • строительные расходы (Construction Expenditures). Кроме общих показателей, выпускаются также данные, сгруппированные по четырем основным регионам: северо-восток, запад, средний запад и юг. Данные по США публикуются ежемесячно, около 15 рабочего дня месяца. Рис. 13.1 Завершенные жилищные строительства, США Индикаторы жилищного строительства имеют явно выраженное циклическое поведение и кроме того, сильно зависят от уровня процентных ставок (а значит, и уровня процентов по жилищным кредитам). Самих по себе низких процентных ставок может быть недостаточно для стимулирования высокого спроса на жилье, как это было, например, в начале 1990-х, когда несмотря на самые низкие проценты по кредитам под недвижимость, жилищный рынок вырос только незначительно из-за отсутствия гарантий занятости в тогдашней слабой экономике. Данные по началу строительств домов в пределах 1,5 - 2 миллиона в год показывали сильную экономику, а уровень около 1 миллиона означал, что экономика находится в рецессии (по статистике США 80-х г.г.). Характерный пример использования статистики жилищного строительства для прогнозирования бизнес цикла и предсказания действий центрального банка дает следующая выдержка из недавней статьи в газете Washington Post, где приводятся соображения в пользу того, что FED не будет поднимать ставки на заседании 5 октября. После заседания 24 августа объявленная позиция FED заключалась в том, что ставки останутся неизменными до конца 1999 года, если только неожиданно сильные экономические индикаторы не изменят это мнение центрального банка. Но инфляция, как показали последние данные, находится на минимальном за 33 года уровне и прочие индикаторы также не дают основания сомневаться в некотором торможении экономической активности, которое позволит избежать инфляционного давления и положительно скажется на стабильности финансовых рынков. «Такая картина подтверждается, в частности, вышедшими в пятницу 17 сентября данными по строительству жилья. В течение нескольких последних лет низкие процентные ставки, высокая уверенность потребителя, основанная на энергичном росте цен акций, и отсутствие проблем с поиском работы раскручивали жилищный бум в США. Несмотря на рост процентных ставок по жилищным кредитам, происшедший после подъема ставок FED этим летом, количество начатых строительств жилых домов в августе выросло на 0,4%, поднявшись до годового темпа, соответствующего 1,676 миллионов в год; в тоже время, число разрешений на строительства упало на 1,8% (годовой темп 1,612 миллионов).» Подобное соотношение может объясняться тем, что строители ожидают всплеска активности покупателей домов, которые поспешат к местным агентам по недвижимости сейчас, не дожидаясь новых повышений ставок FED. Таким образом, возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация, когда увеличение процентных ставок повышает активность в жилищном строительстве. Но специалисты ожидают спада в количестве начатых строительств далее в этом году и в начале следующего года (прогнозируется уровень около 1,512 миллионов). Розничная торговля Объемы розничной торговли (Retail Sales, RS) - один из показателей потребительских расходов; поэтому в качестве индикатора потребительского спроса и уверенности потребителя, он может служить ориентиром для валютного рынка в поворотных точках экономического цикла. Особенно большое значение такие индикаторы имеют для отслеживания экономики США, так как потребительский спрос является ее главной движущей силой. Если потребитель имеет больший располагаемый доход, то больше товаров будут производиться, а также импортироваться. В качестве иллюстрации можно привести состав розничных продаж по статистике США на 1992 г. В динамике бизнес-цикла розничная торговля является совпадающим индикатором. Волатильность в бизнес-цикле невелика, но сильно выражена сезонная зависимость. Так, особыми месяцами в каждом году являются декабрь и сентябрь. Годовые данные по розничной торговле всегда в среднем растут, месяц к месяцу же могут быть и подъемы и падения в течение одного бизнес-цикла. Полезной также бывает информация по отдельным компонентам розничных продаж, например по торговле автомобилями. Рис. 13.2 Данные по розничной торговле, США Продажи грузовых и легковых автомобилей Вследствие возросшей интернационализации отрасли (американские автомобили собираются за пределами США, а японские и германские автомобили производятся на территории США, из 4 367 752 автомобилей проданных в США в 1991 г., 712 672 составляли иностранные), а также из-за влияния разнообразных переменных факторов, прямая интерпретация этого сектора с точки зрения валютных рынков не всегда проста, но как циклический индикаторы данные по продажам автомобилей (New Cars, NCAR), а также в отдельности - по продажам грузовых и легковых автомобилей (Car and Truck Sales, C&TS) могут быть полезным ориентиром для валютного трейдера. Показатели продаж новых автомобилей, а также по отдельности грузовых и легковых автомобилей, обычно выглядят как опережающие индикаторы, но в последние годы в США ведут себя как coinsident индексы; имеют явно выраженную сезонную цикличность. Средний темп РОСТ продаж пассажирских автомобилей в стадии восстановления составляет около 1,5% в месяц, в expansib около U,2/o; грузовиков - в recovery 0,9%, в expansion 0 3% В Рецессии продажи грузовиков могут даже расти и всегда становятся больше, чем продажи легковых авто. В целом, в 90-х годах характерной чертой американского рынка являлся опережающий рост продаж грузовиков; даже такой традиционный производитель легковых автомобилей как Crysler, сегодня делает прежде всего грузовики. Сильную конкуренцию американским фирмам в США составляют японские поставщики грузовых автомобилей Nissan, Toyota, Isuzu. На рис. 13.4 для иллюстрации приведен график того же показателя продаж новых автомобилей, но в сезонно сглаженном виде. Рис. 13.3 Данные по продажам новых автомобилей NCAR, США Рис. 13.4 График индикатора NCAR США с сезонным выравниванием Индексы настроения потребителя В США три поставщика статистических данных предлагают свои показатели, измеряющие готовность и уверенность населения тратить деньги на приобретение различных благ в ближайшем будущем: 1) Мичиганский университет - индекс настроений потребителя (University of Michigan's Consumer Sentiment Index); 2) Conference Board - индекс уверенности потребителя (Consumer Confidence Index); 3) Журнал ABC News and Money - опрос мнений. Рис. 13.5 Индекс уверенности потребителя, США Показатели строятся на основе различных опросов мнений населения по поводу условий сегодняшнего дня и ближайшего будущего (от 6 до 12 месяцев) - насколько они благоприятны для решения финансовых проблем, приобретения предметов длительного пользования, трудоустройства и т.д. Из полученных ответов типа «лучше/хуже» строятся показатели в виде: 1) 100 + % лучше - % хуже; 2) лучше / (лучше + хуже); 3) лучше - хуже (4-недельное среднее). Охватываемый индексами период (и соответственно, периодичность публикации) - от недели до месяца. Индексы настроений потребителей являются опережающими индикаторами; минимальные значения они принимают в рецессии, несколько большие в среднем значения - в recovery и максимумы в expansion. Они испытывают влияние очень многих факторов, причем характер самого этого влияния меняется: иногда потребители больше озабочены инфляцией, чем безработицей, затем это соотношение меняется и т.д. Как ориентиры для валютных рынков эти индикаторы приобретают наибольшее значение в периоды национальных кризисов (нефтяные кризисы, крах фондового рынка в 1987 г., война в Персидском заливе 1991 г., президентские выборы и т.д.) (Материалы приведены на основании: Лиховидов В.Н. Фундаментальный анализ мировых валютных рынков: методы прогнозирования и принятия решений. — г. Владивосток — 1999 г.) Поделиться:
Предыдущая тема: Предупреждение о рисках: |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2024
|