Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Глава 12 Рынок труда

Глава 12 Рынок труда

Среди всех экономических ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг, наиболее важным является труд. Это объясняется рядом причин, среди которых можно отметить следующие: во-первых, практически каждый работоспособный член общества – субъект рынка труда, во-вторых, вознаграждение (заработная плата), получаемое ресурсом (трудом) на рынке труда, составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны, в-третьих, как уже отмечалось вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики.

Прежде чем перейти к исследованию непосредственно рынка труда, сделаем ряд предварительных замечаний.

1. Характерной особенностью труда является воздействие на мобильность этого ресурса неэкономических факторов (регистрация, престижность профессии, жилищные и социальные условия и т.п.) В дальнейшем анализе рынка труда будем полагать их неизменными (хотя бы в течение рассматриваемого периода: месяца, квартала или года); единственным фактором, определяющим QD и QS труда, выступает заработная плата, а цена труда (заработная плата) складывается только под воздействием спроса на труд и его предложения.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата выражается в деньгах, которые работники получают за свой труд. Реальная заработная плата – это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги с учетом их покупательной способности.

2. Для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации как со стороны предложения, так и со стороны спроса. На товарном рынке возникновение монополии возможно только со стороны предложения, то есть этот рынок монополизируется производителями товаров и услуг, предлагающими свою продукцию потребителям; на товарном рынке невозможна монополия (даже в виде сговора) покупателей. Рынок труда становится несовершенным и монополизируется со стороны предложения, если в отрасли возникает профсоюз, и рабочие начинают предлагать свой труд не в одиночку, а как единая организация. Монополия спроса на труд, называемая монопсонией, возникает в том случае, если в отрасли действует единственная фирма – наниматель труда.


(Материалы приведены на основании: В.Ф. Максимова, Л.В. Горяинова. Микроэкономика. Учебно-методический комплекс. – М.:Изд. центр ЕАОИ, 2008. ISBN 978-5-374-00064-1)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Глава 12 Рынок труда":

Глава 12 Рынок труда
12.1 Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда
12.2 Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции




поиск по сайту




Node.js
Продуктовый дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024