|
||
Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 6.3 Технология принятия решений 6.3. Технология принятия решенийМеханизм формирования решений — это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решений: описания проблемной ситуации; имеющихся времени и ресурсов; ограничений; целей и др. При формировании решений обычно используют следующий алгоритм действий (последовательность этапов формирования решений): 1) определить возможную область и характер решений; 2) определить тип решений; 3) сформулировать крайние варианты множества решений (идеальный и наихудший); 4) сформировать альтернативы, расположенные между ними; 5) провести качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решений; 6) оценить вероятность реализации решений; 7) произвести сравнительную оценку предпочтений по достижению цели. На первом этапе предварительный анализ проблемной ситуации дает возможность определить область решения: экономическая, техническая, организаторская, технологическая, и др., которые сужаются до определенных сфер. На втором этапе определяется тип решений. Условно можно выделить три типа решений: • стандартные решения для типовых проблемных ситуаций; • решения-усовершенствования; • оригинальные. Опыт показывает, что наибольшее распространение при принятии решений получили решения типа решения-усовершенствования. Это объясняется тем, что большинство экономических ситуаций, требующих управленческих решений, имеют аналоги (прототипы), известны их решения, и для новых аналогичных ПС формируют идентичные решения с некоторыми различиями и особенностями, отличающими ситуацию-прототип. Естественно, необходимо учитывать, чтобы количество различий не переросло в качественно новую ситуацию, так как в этом случае необходимо видоизменять или формировать новый класс проблемных ситуаций. Оригинальные решения используются в том случае, когда известные решения-прототипы не подходят и нужен новый подход к разрешению ПС. Здесь обычно используются методы генерации идей (решений), основанные на следующих подходах: • «мозговой штурм»; • экспертный (системный) вывод; • генерация альтернатив. При решении проблемы данными методами обычно генерируют несколько альтернативных решений, удовлетворяющих заданным требованиям. Их вырабатывают столько, сколько можно получить по имеющимся входным данным и ограничениям. Из полученного множества отбираются наиболее эффективные решения, а из них — оптимальные (наилучшие). На третьем этапе для обеспечения уверенности в степени полноты генерируемого множества решений целесообразно сформулировать два крайних варианта альтернатив: максимально желательный и минимально нежелательный, т. е. идеальный, но недостижимый и реальный, но нежелательный. Формирование этих крайних вариантов дает некоторую шкалу, на которой можно задать оценку и направление изменения промежуточных вариантов решения, достижение максимума или ухода от минимума. Генерация промежуточных вариантов выполняется на четвертом этапе. Для каждого сгенерированного варианта необходимо провести анализ на рациональность и достижимость и дать качественное описание ожидаемых преимуществ и недостатков. Эта задача решается на пятом этапе формирования решений. В качестве критериев оценки в этом случае можно использовать значения вероятности выполнимости решения, анализ которых проводится на шестом этапе. При формировании системы предпочтений альтернатив критерии сравнения и оценки необходимо описывать как на качественном уровне, так и, если возможно, на количественном (т. е. количественные оценки, технические характеристики; например: прибыль, затраты и др.). На основании полученных оценок строится матрица, по значению которой и осуществляется выбор решения по выбранному заранее методу. Решение этой задачи осуществляется на седьмом этапе. Так, при формировании решений и их оценке краткое изложение действий предполагает следующую последовательность операций: определение сферы и характера решения; выявление типа решения; разработка множества альтернативных решений; анализ и оценка альтернатив; определение степени реализации альтернатив; выбор критериев и оценка предпочтений. Технологические процессы принятия решений во многом зависят от принятой технологии управления и задают последовательность операционных действий и их взаимосвязь в процессе управления. Совокупность принятых элементарных операций позволяет строить модель процесса принятия решений с подробным анализом всех составляющих, как технических, так и методико-технологических, представляющих средства новых информационных технологий в процессе управления и принятия решений (ПР). Однако, невзирая на технологические средства, используемые в процессе управления и ПР, можно выделить основные этапы управленческой технологии, сведенные к процедурам ПР по проблемной ситуации. При этом считаем, что проблемная ситуация находится в сфере действия (проблемной области) ЛПР. В литературе по проблемам принятия управленческих решений содержание и набор операционных элементов трактуются с разной степенью детализации. Однако среди них можно выделить обобщенные процедуры в виде некоторого иерархического описания: 1-й уровень — организационный; 2-й уровень — информационный; 3-й уровень — технологический. Первый уровень позволяет выявить этапы выполнения операций, отличающиеся структурной организацией работы. По организационно-структурной схеме различают следующие этапы: • подготовка и анализ данных; • подготовка задачи; • разработка альтернатив; • принятие решения. Второй уровень выделяет этапы, различающиеся по характеру используемой информации. По такой информационной схеме выделяются следующие этапы: • получение и подготовка данных; • формулировка проблемной ситуации; • подготовка задач; • разработка модели и метода решения; • разработка альтернатив; • прогноз и оценка; • определение (уточнение) критериев выбора; • выбор; • оформление решения. Третий уровень показывает группы однородных технологических операций в процессе решения, т. е. конкретных операций по обработке информации, — информационную технологию. Здесь выделяют следующие этапы: • поиск, получение и восприятие данных; • фильтрация и «сжатие» данных; • выявление ситуаций и постановка проблемы; • определение проблемной ситуации; • структуризация проблемной ситуации; • квантификация факторов и связей; • определение целей, критериев, условий; • согласование и оценка компонентов задачи; • формулировка задачи; • разработка моделей решения задач; • поиск, разработка и выбор процедуры решения задачи; • разработка альтернатив; • группировка альтернатив по целям, условиям и др.; • прогноз и оценка реализуемости альтернатив; • прогноз и оценка следствий реализации альтернатив; • определение частных критериев и предпочтений для выбора альтернатив; • обобщение критериев и предпочтений; • выбор решения; • интерпретация и оценка результатов выбора; • реализация решения. (Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007) Поделиться:
Предыдущая тема: |
поиск по сайту |
|
|
||
© study-i.ru 2012-2024
|