Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 13.1 Роль инновационных процессов в развитии экономических объектов

13.1. Роль инновационных процессов в развитии экономических объектов

Приоритеты инновационной деятельности конкретного предприятия зависят прежде всего от условий внешней и внутренней среды его существования:

• требований и предпочтений потребителя;

• возможностей для их реализации;

• наличия доступа к материальным, финансовым ресурсам, производственной и экспериментальной баз;

• существующих наработок и многого другого.

Говоря об инновационной деятельности российских предприятий, необходимо отметить, что за последние годы произошло некоторое снижение инновационной активности российских предприятий. За период 1991-1999 гг. более чем на 11% сократилась численность организаций, выполняющих исследования и разработки, а численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за этот же период снизилась на 51% и на конец 1999 г. составляла 820,4 тыс. человек.

Если в 1998 г. внутренние затраты в исследования и разработки оценивались суммой 25,1 млрд руб., то в 1999 г. отмечен рост внутренних затрат на них — 7,4% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на увеличение доли затрат в исследованиях и разработках в ВВП до 0,97% в 1999 г. (в 1998 г. соответственно 0,93), по этому показателю Россия оказалась в той же группе стран, что и Япония — 3%, США — 2,54, Франция — 2,34, Германия — 2,26 и Великобритания — 2,05%.

Анализ экономической конъюнктуры показывает снижение доли производителей, осуществляющих какие-либо виды инноваций, до 22%. Основными причинами этого стали их собственные экономические проблемы (70%), а также отсутствие потребности в инновациях (10%). Причем снижение инновационной активности характерно для организаций всех отраслей независимо от численности занятых и форм собственности. В целом же сравнительно более высокой остается инновационная активность крупных организаций и фирм.

Главным побудительным мотивом для осуществления инноваций в настоящее время служит размер потенциальной прибыли при значительной конкуренции на товарных рынках. Среди факторов инновационных изменений наибольшее распространение получили: приобретение оборудования, проектно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, наличие жесткой конкуренции на внутреннем и внешнем рынках определяет основные цели инноваций.

Анализ структуры источников финансирования инноваций показывает, что основным является собственный капитал предприятия (89%), который в большинстве случаев недостаточен для серьезных изменений. В этой связи именно недостаток финансовых средств является важнейшим фактором, тормозящим инновационное развитие рынков. Вследствие неблагоприятной финансовой ситуации доля организаций, выполняющих научно-исследовательские работы, незначительна (13%). Что же касается привлечения иностранных инвестиций в инновационную сферу, то они, как и раньше, не получили широкого распространения: их использовали только 5% организаций, осуществляющих инновации.

Среди причин, обусловивших возникновение таких тенденций в российской инновационной сфере, наряду с недостаточными объемами собственных финансовых средств выделяются неприемлемые для производителей условия кредитования инновационных проектов (23%), значительный износ оборудования (25%), высокие затраты на инновации (17%), длительный срок окупаемости инновационных издержек, недостаток иностранных инвестиций в производственной сфере. К тому же, как показывают результаты обследований, достаточно высок удельный вес организаций (70%), не инвестирующих собственное производство, особенно в части оборудования, что, в свою очередь, негативно отражается на решении задач обновления технологической базы и темпах экономического роста в целом.

Таким образом, факторы инновационного развития являются важной особенностью современного этапа экономического роста и определяют многие особенности производственной сферы.

Традиционно совокупность факторов разделяют по характеру воздействия на:

• экономические;

• технико-технологические;

• организационные;

• социальные;

• правовые;

• экологические.

По области возникновения — на внутренние и внешние.

Так, например, к основным факторам общего порядка можно отнести:

внутренние, среди которых различают:

- материально-технический уровень развития производственной базы;

- профиль организации и назначение выпускаемой продукции;

- тип и организационную структуру управления;

- стиль и методы управления;

- уровень новации производства;

- требуемый и фактический уровень квалификации персонала различных категорий;

- систему мотивации персонала;

- уровень инновационной активности персонала;

- организационную культуру и др.;

внешние, к которым относятся факторы, возникающие под воздействием:

- рыночных структур;

- налоговой системы;

- законодательно-правовой системы;

- финансово-кредитной системы;

- факторы общеэкономического, социального и внешнеполитического характера;

- исторические и национальные факторы и др.

Влияние указанных факторов на стабильность экономической системы и является важнейшим импульсом, причиной нарушения сложившихся устойчивых взаимосвязей в экономическом механизме. Следствием такой нестабильности можно считать резкое снижение уровня приоритетности промышленного производства. Эти выводы подтверждаются результатами различных экономико-статистических исследований.

По результатам проведенных обследований те или иные формы инновационной деятельности были выявлены у 73% организаций, которые можно охарактеризовать показателем масштабности их инновационной активности:

• выпуск новой продукции, ранее освоенной другими производителями;

• выпуск новой продукции, ранее освоенной в других регионах;

• выпуск новой продукции, не производившейся в России до 1993 г.

Среди них только у 42% организаций наблюдалось увеличение прибыли, что свидетельствует о недостаточно высоком техническом уровне выбранных инноваций и слабой структурной составляющей технологии инновационного менеджмента.

В процессе решения задач экономического развития, в основе которого лежит инновационная составляющая, предприятие должно сформулировать систему целей инновационной деятельности, что особо актуально для предприятий, разрабатывающих и реализующих активную стратегию своего развития в соответствии с требованиями рынка и выпуска конкурентоспособного продукта.

В общем виде реализация такой стратегии зависит от множества факторов, содержание и направленность которых определяется:

• сложившимся ранее уровнем развития производства;

• состоянием механизма и системы управления;

• уровнем материально-технического потенциала экономического объекта;

• типом и ориентацией организационных структур;

• пониманием потребности в изменениях и готовностью к ним персонала.

Определение необходимости и возможностей управления инновационным процессом позволяет сформулировать предпосылки его осуществления. Это, прежде всего, потребности, причем потребности различного уровня. Их можно определить как потребности внешней и внутренней среды, собственные потребности.

Первую группу формируют потребности макроуровня для какого-либо товаропроизводителя, определяемые особенностями формирования и функционирования рынка данного продукта, поведением конкурентов, поставщиков и потребителей, содержанием государственной политики в данной отрасли или сфере деятельности, общемировыми рыночными тенденциями и т. п.

Состав второй группы складывается из потребностей самой фирмы, отражающих различные аспекты ее финансово-хозяйственного положения в конкретный момент времени, перспективы и тенденции общехозяйственной политики, состояние организационных структур управления, научно-технический и ресурсный потенциал.

И наконец, третья группа представляет собой совокупность внутренних потребностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, обеспечивающих ее поступательное развитие. Здесь следует рассмотреть состояние и взаимосвязи отдельных элементов инновационного процесса: организационных, технических, технологических, кадровых и т. д.

Создание эффективной системы управления инновационными процессами при учете указанных факторов требует наличия необходимого теоретического задела. В этом смысле к категории предпосылок решения данной проблемы следует отнести потребности в соответствующем понятийном инструментарии. Его состав определяется рассмотренными выше предпосылками и должен включать как уже известные приемы, методы и средства общего менеджмента, так и специ-фические элементы, эффективные лишь в системе инновационного менеджмента.

Таким образом, решение методологических проблем обеспечения инновационного менеджмента является одним из наиболее важных условий ее эффективного использования.

Исследуя специфику нововведений, можно сформулировать ряд ограничений по организации управления инновационной деятельностью:

• сложность построения универсальной формы организации развития научно-технического прогресса;

• качественное различие инновационного и рутинного производственного процесса;

• необходимость применения различных систем управления на разных этапах инновационного процесса;

• необходимость построения гибкой системы управления инновационной деятельностью, способной адекватно реагировать на потребности рынка.

Таким образом, эффективная организация менеджмента инновации в экономических системах становится одной из основных предпосылок его конкурентоспособного долгосрочного развития. В этой связи использование накопленного мирового опыта инновационного менеджмента в чистом виде, без его адаптации к национальным особенностям, достаточно проблематично.

Обычно решение инновационных задач управления связывают либо с использованием существующего инновационного потенциала, либо с привлечением иных ресурсов, которые в силу тех или иных субъективных и объективных причин в данный момент отсутствуют.

Проблемы первой группы обычно связаны с перспективами развития предприятия, и их решение требует учета ряда условий, определяющих их приоритетность и важность. К ним можно отнести:

• уровень проблемы (соответствие одному из направлений общей политики предприятия);

• актуальность и практическую потребность в их решении;

• комплексность ее влияния (наличие производственных, научно-технических, рыночных, социальных, организационных, экологических и других аспектов ее проявления);

• наличие необходимого инновационного задела, ресурсного обеспечения;

• влияние факторов времени, неопределенности и риска (предполагаемые сроки решения с учетом возможных изменений внешней среды);

• потребности в совершенствовании существующих или создании принципиально новых продуктов, процессов, организационных форм, средств, методов и других элементов системы управления для решения инновационных проблем.

Вторая группа проблем базируется на использовании привлеченных инновационных ресурсов извне.

Среди общих проблем инновационного менеджмента обычно выделяют следующие:

• выбор наиболее подходящих организационных форм инновационного управления;

• сохранение и эффективное использование инновационного потенциала;

• повышение качественного уровня научной и технико-технологической базы предприятия;

• повышение профессионального и квалификационного уровня персонала, занятого в инновационной сфере;

• укрепление конкурентных позиций;

• совмещение рентабельного производства и улучшения освоенной продукции с активными НИОКР;

• обновление ассортимента выпускаемой продукции и применяемых технологий;

• обеспечение экологической и социальной безопасности инновационной деятельности;

• стимулирование работников в инновационной сфере и др.

Исследование инновационной деятельности предприятий позволило определить основные условия, определяющие возможность решения комплекса проблем инновационного менеджмента, к которым можно отнести:

• рыночную ориентацию деятельности предприятия, создающего инновационный продукт;

• выбор оптимальной стратегии развития;

• методы и средства осуществления инновационных процессов, позволяющие разработать эффективный механизм инновационного управления;

• наличие объективных критериев оценки эффективности нововведений.

Создание эффективной системы организации и управления инновационной деятельностью невозможно без использования соответствующего теоретического и методологического задела. Поэтому прежде всего следует определить основные понятия и категории инновационного менеджмента, что позволит также более полно отразить содержание инновационного процесса как объекта управления.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
Глава 13 Основные положения и структура инновационного менеджмента

Текущая тема:
» 13.1 Роль инновационных процессов в развитии экономических объектов

Следующая тема:
13.2 Становление и развитие теории нововведений


поиск по сайту




Node.js
Продуктовый дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024