Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 3.1.2 Классификация механизмов реализации полномочий

3.1.2 Классификация механизмов реализации полномочий

Каждый элемент структуры управления организацией — звено структуры, подразделение или отдельная должность — является носителем определенных полномочий по решению управленческих задач.

Обычно по характеру полномочий, которые формируются в процессе управления, в организационной структуре выделяют следующие классы организационных полномочий, зависящих напрямую от вида реализуемой структуры управления, — это линейные, аппаратные и комбинированные.

Линейные — такие полномочия, которые передаются от вышестоящего уровня на нижестоящие по всей иерархии структуры. Через эти полномочия менеджер вышестоящего уровня осуществляет свое целевое управление, разумеется, в пределах предоставленных ему организацией или законом прав и, кроме того, без согласования своих действий с другими элементами своего уровня иерархии.

Линейные полномочия обеспечивают право непосредственного единоличного командования, отдачи приказов и распоряжений, принятия решений по всем вопросам, возникающим в функциональной области данной подсистемы. Соответственно руководитель, наделенный линейными полномочиями, — линейный руководитель. Поскольку создание иерархии уровней управления организацией называется скалярным процессом, а полномочия распоряжаться людьми передаются посредством этого процесса, то сложившуюся иерархию иногда называют скалярной цепью, или цепью команд.

Но поскольку для достижения цели организации необходимы механизмы не только организационного управления, но и планирования, то для штабных структур существуют ярко выраженные процедуры руководства в соответствии с линейными полномочиями и планирования в штабных подразделениях организации.

Иначе эти полномочия называют аппаратными, и формируются они в результате усложнения организаций и управления труда специалистов и руководителей. Главное назначение управленческого аппарата — помощь линейным руководителям в принятии и реализации решений, которая включает в себя анализ информации, консультации, разработку и подготовку различных вариантов решений, экспертизу, контроль выполнения принятых решений и т. д.

Объем аппаратных полномочий варьируется весьма широко: от незначительных, чисто консультативных до очень широких, почти совпадающих с линейными полномочиями.

Консультативный аппарат обычно формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля. В его обязанности входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовым вопросам, новейшим или специальным технологиям, обучению и повышению квалификации персонала и др.).

Личный аппарат — разновидность аппарата управления, сформированного из секретарей и помощников руководителя, они не имеют никаких полномочий в организации, а выполняют рутинную работу, которую им поручает руководитель. Однако личный аппарат оказывает влияние на личные контакты руководителя с подчиненными, другими руководителями, внешней средой. Если руководитель оказывается под влиянием личного аппарата, то последний приобретает большую власть в организации.

Каждый тип административного аппарата имеет широкий диапазон полномочий, схема которого представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Виды штабных полномочий

Рекомендательные полномочия — являются наиболее ограниченными и сводятся к консультированию линейного руководства. Линейные руководители могут, но не обязаны, обращаться к нему, когда при решении каких-либо проблем требуются специальные знания, например, юриста или психолога. Руководители вправе их принять или отвергнуть.

Полномочия обязательного согласования предполагают необходимость обязательного согласования с соответствующими подразделениями административного аппарата и его специалистами тех проблем, которые требуют группового согласования либо точной экспертной оценки (в основном это проекты, готовящиеся к принятию решений для их лучшей обоснованности, сложные технические и ин-вестиционные решения и др.).

Параллельные полномочия — обеспечивают дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководителя. Сферой их применения являются структуры высшего уровня государственного и корпоративного управления.

Функциональные полномочия — находятся в компетенции конкретной специально выделенной функциональной подсистемы. Этот тип полномочий широко распространен в современных организациях, когда менеджер высшего звена (руководитель) самостоятельно принимает решения, но не по всем вопросам, а только в пределах определенной функции, например финансовые вопросы, реклама и др. [58].

Комбинированные полномочия — предполагают комбинацию вышерассмотрен-ных вариантов. Так например, в крупных организациях административный аппарат может состоять из большого количества активных элементов, и в таких ситуациях возникает необходимость в линейных полномочиях внутри самого аппарата, т. е. сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
3.1.1 Сущность и содержание процесса делегирования

Текущая тема:
» 3.1.2 Классификация механизмов реализации полномочий

Следующая тема:
3.1.3 Механизмы централизации задач управления


поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024