Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 45 Проблемы «малого» бизнеса в России

45. Проблемы «малого» бизнеса в России

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.

Основной проблемой для малых предприятий является недостаточная ресурсная база (материально-техническая и финансовая). Здесь речь идет о создании нового сектора национального хозяйства почти на пустом месте.

До 1990-х гг. такой сектор в нашей стране практически отсутствовал, что, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Основная масса населения жила «от получки до получки», и у нее не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства предстоит сейчас отыскать. Государственный бюджет их источником стать не может в силу своей недостаточности, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

По данным экономической конъюнктуры при Правительстве РФ лишь 20% малых производственных предприятий осуществляли инвестиции в приобретение отечественного оборудования в виде отдельных установок и только 2% внедряли.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференции, в т.ч. и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и другие законы, ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, онечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), то предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, т.к. их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сута, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям—новому социальному слою—тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений.

Государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Определены также приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объекте» жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установления дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Следует отметить некоторое оживление производственного малого предпринимательства после кризиса 17.08.1998 г. Дело в том, что многократный рост цен на импортную продукцию после девальвации заставил население переключиться с подорожавшей импортной продукции на аналогичные российские товары. В результате производство импортозамещающей продукции стало делом вполне доходным. Эта тенденция стимулирует российских производителей чаще обращаться в банки за кредитом на расширение производства или приобретение нового оборудования.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы":

41 Понятие и сущность банкротства
42 Правовые основы предпринимательской деятельности
43 Риск в предпринимательстве
44 Маркетинг
45 Проблемы «малого» бизнеса в России




поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024