Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Микроэкономика » Ответы на экзаменационные вопросы » 44 Маркетинг

44. Маркетинг

В настоящее время в деятельности любого предприятия независимо от организационно-правовой формы, специализации и размеров отводится особое место маркетингу как одному из важнейших элементов рыночного механизма хозяйствования.

В широком смысле маркетинг — это концепция управления, целевая философия бизнеса, сущность которой в формуле: производите то, что у вас безусловно будет куплено, а не навязывайте покупателю то, что вам удалось произвести.

В узком смысле — это система организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия на основе комплексного анализа рынка, запросов покупателей с целью успешной реализации продукции и получения на этой основе максимального дохода (прибыли).

Каждое предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами маркетинга:

1) принцип целенаправленности, поскольку взаимоотношения «потребитель — производитель (продавец)» есть результат взаимодействия многообразных, порой разнонаправленных, неуправляемых факторов;

2) принцип планирования и маркетинга и принятия управленческих решений относительно любого элемента маркетинга должен базироваться на анализе внутренней и внешней среды. При ориентации предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговая деятельность приобретает особую значимость и основывается на исследованиях спроса и предложения товара, прогнозировании конъюнктуры рынка;

3) принцип регулирования спроса, формирования гармоничных потребностей предполагают построение рациональной системы управления маркетингом, целенаправленное воздействие на покупателя с помощью всех доступных средств;

4) принцип максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса обеспечивается единством стратегии и тактики маркетинга.

Эти принципы составляют основу маркетинговой деятельности.

К функциям маркетинга относятся:

1) аналитическая функция — изучение потребителей, конкурентной структуры рынка, анализ конкурентоспособности товара;

2) производственная функция - организация рационального материально-технического снабжения и производства, управление конкурентоспособностью и позиционирование товара;

3) сбытовая функция — организация эффективной системы товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, формирование спроса и стимулирования сбыта, осуществление товарной и ценовой политики;

4) функция управления и контроля—организация стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационное обеспечение управления маркетингом, организация контроля маркетинга.

Маркетинг дает руководителю предприятия информацию о том, какие товары и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые они готовы платить, какова динамика спроса на локальных рынках, а также позволяет определить, в какие виды производства наиболее выгодно инвестировать средства, и рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции.

Функции маркетинга носят двойственный характер: с одной стороны, это тщательное изучение рынка, т.е. спроса и вкусов покупателей, ориентация производства на эти требования, адресность, а с другой — активное воздействие на спрос, формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Выделяют микро- и макросреду маркетинга.

Микросреда — это совокупность субъектов и факторов, определяющих возможности предприятия обслуживать своих потребителей.

Макросреда — это совокупность общественных и природных условий, которые воздействуют на все субъекты микросреды и включают политические, социально-экономические, правовые, научно- технические, культурные и природные факторы.

Комплекс маркетинга — это набор элементов, которые поддаются контролю, их использует руководитель предприятия, для того чтобы вызвать желаемую реакцию целевого рынка, т.е. определенной группы покупателей.

Комплекс маркетинга включает в себя четыре основные составляющие: товар, цена, система распределения товара, система стимулирования продаж.

Товар содержит в себе набор свойств, которые необходимы потребителю и которые он желает приобрести.

Цена — это денежное выражение стоимости товара. В основе ценовой политики предприятия лежат три фактора:

1) положение предприятия на рынке, определяемое организационной структурой, долей товаропроизводителя, его товарным ассортиментом и финансами;

2) перспективность товара, обусловленная его конкурентоспособностью, технологией производства, уровнем платежеспособного спроса;

3) перспективность рынка.

Система распределения товара — деятельность, посредством которой товар переходит в руки потребителю. Она заключается в организации эффективных каналов товародвижения, подборе оптовых и розничных посредников, поддержании необходимых запасов, обеспечении эффективной транспортировки и складирования товаров.

Система стимулирования продаж — это деятельность по распространению сведений о достоинствах товара и убеждению покупателей приобретать его; включает различные виды рекламы и методы стимулирования сбыта продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Татарников, Н.А. Богатырева, О.Ю. Бутова. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. ISBN 5-472-00856-5)

Поделиться:




Темы из "Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы":

41 Понятие и сущность банкротства
42 Правовые основы предпринимательской деятельности
43 Риск в предпринимательстве
44 Маркетинг
45 Проблемы «малого» бизнеса в России




поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017