Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 17.1 Критерии оценки эффективности инновационной стратегии

17.1. Критерии оценки эффективности инновационной стратегии

В большинстве случаев в процессе совершенствования подходов к разработке и реализации инновационной стратегии основное внимание уделяется анализу состояния и вариантов рационализации организационных структур, методов и приемов управления инновациями на базе повышения качества использования кадрового, информационного и ресурсного потенциала организации. Но любые мероприятия, позволяющие в конечном счете повысить эффективность инновационных процессов, безусловно, ориентируются на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и на получение прибыли от ее реализации.

Основные условия, определяющие возможность выбора объективной инновационной стратегии и решения комплекса конкретных проблем управления инновациями, представлены на рис. 17.1.

Рис. 17.1. Основные условия выбора инновационной стратегии в управлении организацией

На практике реализация данных условий предполагает, что прежде, чем принять решение о выборе конкретного типа инновационной стратегии организации в отношении выпуска новой конкурентоспособной продукции, необходимо провести комплексное обследование основных аспектов функционирования производства с целью получения аналитической информации о реальном состоянии и потенциальных возможностях. Технология такого обследования схематично представлена на рис. 17.2.

Рис. 17.2. Этапы обследования основных аспектов функционирования производства (выбор инновационной стратегии по наиболее конкурентоспособной продукции)

Для облегчения оценки уровня конкурентоспособности предполагаемой к выпуску новой продукции необходимо четко определить критерии выбора такой продукции. Как правило, в этом качестве рассматривается либо продукция, имеющая наибольший удельный вес в общем выпуске (в стоимостном и натуральном выражении) и соответственно наибольший объем продаж, либо принципиально новая продукция, за счет которой производитель предполагает значительно укрепить свои рыночные позиции.

При выборе активной инновационной стратегии уровень конкурентоспособности новых продуктов можно реально оценивать только с помощью сравнительных мето-дов, принимая за базу сравнения основные технико-экономические, экологические и социальные характеристики лучших мировых аналогов, если таковые имеются.

Следующим важным моментом оценки конкурентоспособности выбранного объекта является прогнозирование спроса, цен, издержек производства, а также факторов, влияющих на их уровень и динамику.

На основе проведенного исследования делается окончательный вывод о потенциальной конкурентоспособности предполагаемой к выпуску новой продукции и принимается решение о передаче ее в производство.

Вместе с тем точность полученных результатов оценки не всегда адекватна реальному уровню конкурентоспособности. Это может быть вызвано следующими причинами:

• отраслевыми особенностями эксплуатации продукции общепроизводственного назначения (уровень загрузки оборудования, специфика технологиче ских процессов, сложность выпускаемых изделий или производимых работ, условия эксплуатации и др.);

• отсутствием единой информационной базы, включающей сведения о результатах исследований и разработок в области создания новшеств общепроизводственного и специального назначения в российской и зарубежной практике;

• ограниченностью системы показателей, предусматриваемых действующими методиками оценки конкурентоспособности продукции, и др.

Если выбрана активная инновационная стратегия, для которой характерны значительные затраты, то возникает ряд вопросов, связанных с тем, какие категории затрат следует относить к затратам на качество продукции, каков их удельный вес в себестоимости новых изделий, в какие сроки они окупятся. Ответы на данные вопросы дать достаточно сложно, так как в существующей практике этот вид затрат обычно не выделяется из общего объема затрат на производство и реализацию продукции и соответственно отдельно не учитывается.

Одной из ключевых проблем в области оценки конкурентоспособности новой продукции является разработка методологии затрат на поддержание качества, которая подробно исследуется в сфере менеджмента качества. Поэтому здесь мы не будем подробно останавливаться на анализе существующих методов и подходов к их решению. Необходимо только отметить, что здесь требуется решение ряда следующих основных задач тактического и стратегического характера:

• оценки реальной конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• обеспечения заданного уровня качества новой продукции при минимизации общих затрат на ее разработку, производство и эксплуатацию;

• определения необходимых объемов инвестиций и их распределения между этапами и участниками инновационного процесса;

• оптимизации цены новой продукции и услуг предприятия-производителя;

• выявления взаимосвязи затрат на качество новой продукции и результатов инновационной деятельности производителя;

• совершенствования организации и управления производством с целью оптимизации производственных и научно-исследовательских затрат на новую продукцию, имеющую высокий уровень конкурентоспособности.

При обосновании и выделении критериев оценки эффективности инноваций существует ряд трудностей, выражающихся в следующем. В отличие от критериев оценки результатов собственно производственной деятельности, которые представлены в стоимостном выражении и включают однозначный и главный критерий успеха — максимизацию прибыли или капитала, для процедур исследования и разработок это возможно лишь отчасти. Проблема однозначной оценки успеха является ключевой в практике управления ведущих промышленно развитых стран. Экономическое использование новшеств в целях получения прибыли предполагает измеримость результатов эксплуатации, которая, естественно, затруднена, поскольку полезный эффект исследований и разработок проявляется в разнообразных формах и с трудом поддается определению. Вместе с тем, основываясь на логике принятия решений и структуре процессов исследований и разработок, можно выделить основные этапы создания системы критериев оценки эффективности новшеств, позволяющих в конечном счете судить об успешности инновационного развития организации (рис. 17.3).

Рис. 17.3. Алгоритм оценки успешности инноваций в организации

Предлагаемый подход представляет в укрупненной форме технологию процесса оценки эффективности отдельных инновационных проектов и их влияние на результативность инновационной стратегии производителя. Результаты выполнения указанных этапов в каждом конкретном случае отражают частную ситуацию, характеризующую тот или иной инновационный проект, который наряду с отдельно взятым нововведением также может рассматриваться в качестве объекта оценки.

Особенностью систем критериев оценки инноваций является и то, что для них в большей мере, чем для критериев оценок других объектов, проблематично обеспечение надежности конечных результатов, их реальности и достоверности. В этом случае на первый план снова выдвигается такая отличительная черта инновационной деятельности, как неопределенность, тесно связанная с категорией риска.

В зависимости от стадии инновационного процесса обычно выделяют несколько уровней или значений неопределенности, соотношение которых представлено на рис. 17.4. В систему критериев эффективности инновационной сферы, как видно, включаются две группы, позволяющие обеспечить надежность интегральных оценок, рассматриваемых как «единство риска и шанса».

Рис. 17.4. Взаимосвязь уровней неопределенности и стадий инновационного цикла

Первая подсистема критериев оценок используется еще в процессе принятия решения о целесообразности того или иного проекта исследований и разработок, например при выборе альтернатив в конкурсном отборе.

Вторая подсистема критериев оценок применима на завершающей стадии инновационного проекта для характеристики соответствия полученных и ожидаемых результатов.

Общей чертой обеих подсистем является то, что и та и другая строятся на основе следующих информационных данных о характере проекта:

• оборонительный или наступательный характер, соответствие общей инновационной стратегии производителя;

• особенности этапов или стадий инновационного цикла, которые проходит объект проекта в ходе его реализации;

• фундаментальные, прикладные, производственные, маркетинговые и другие данные;

• масштабы и значимость исследований и разработок с точки зрения сферы их практического использования;

• уникальность и уровень новизны исследований и разработок;

• сроки выполнения инновационного проекта;

• источники финансирования;

• участники проекта и условии их привлечения.

Как показывает анализ практики управления проектами, выбор критериев оценки инноваций, проектов и инновационных стратегий, их конкретный перечень зависят от специфических черт объекта, оценки, условий, технических и организационных возможностей. Но в любом случае в их состав должны включаться показатели оценки экономических, социальных и других неэкономических последствий рассматриваемых результатов, которые дают возможность провести мониторинг и диагностику состояния инновационной деятельности организации.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
Глава 17 Эффективность инновационной стратегии организации

Текущая тема:
» 17.1 Критерии оценки эффективности инновационной стратегии

Следующая тема:
17.2 Диагностика состояния инновационной сферы


поиск по сайту




Node.js
Продуктовый дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024