Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » Введение

Введение

В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.

Инновационная деятельность является одним из важнейших способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности и обеспечивается путем качественного изменения характера используемых продуктов, обновления средств и способов деятельности. Однако качественные изменения возможны лишь на основе фундаментальных знаний, которые, пройдя стадию технических нововведений, переходят в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные изменения. Исследования в этой области показывают, что за счет реализации продуктов инновационной деятельности в промышленно развитых странах обеспечивается около 20% прироста национального дохода.

Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике.

Инновация — форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный продукт доводится до стадии практического применения и обеспечивает рыночный успех.

Исследования, проводимые в области оценки конкурентоспособности стран, показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использование политики управления, основанной на следующих принципах:

• рациональное использование природных и климатических ресурсов;

• использование накопленного богатства;

• привлечение инвестиций;

• поддержка инноваций.

В этой связи роль инновационного менеджмента как фактора эффективного развития организации и формирования конкурентных преимуществ, несомненно, возрастает.

К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:

• разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;

• обоснование методов решения существующих в этой области проблем;

• выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы.

Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем.

Эффективность инновационных процессов на предприятии зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и ста-тусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе. Среди них наиболее важными элементами являются:

• эффективные стратегии разработки и реализации решений инновационного характера, обусловливающие достижение ожидаемых результатов инновационной деятельности в целом;

• механизмы управления процессом реализации такой стратегии в конкретной организационной структуре.

Инновационная стратегия, выделяемая наряду с предпринимательской, производственной, научно-технической и маркетинговой, рассматривается как важное звено общей экономической стратегии организаций. Однако достаточно часто инновационная стратегия сводится к научно-технической, в которой изучается лишь одна составляющая — потребность производителя в конкретных НИОКР для повышения уровня технического развития.

Анализируя этапы становления, можно сказать, что методологические аспекты инновационной теории и инновационных стратегий управления были разработаны еще в начале века и исследовались многими зарубежными и отечественными учеными.

В настоящее время темпы научно-технического прогресса и потребности рынка приводят к кардинальным изменениям в конъюнктуре спроса и предложения, формируя новые требования к номенклатуре и качеству продукции. Пассивная реакция производителей на такие изменения и, как следствие, игнорирование внедрения новых технологий, подготовки работников и т. д. означает их нарастающее отставание от конкурентов. Негативные экономические последствия запоздалой адаптации предприятий к этим изменениям не только весьма ощутимы, но и могут привести к кризисному состоянию и дальнейшему банкротству. В этой связи практически во всех сферах производственной деятельности возрастает интерес к инновациям как средству перспективного развития. Формирование такой стратегии в практике управления предприятиями показывает настоятельную необходимость в создании систем эффективного управления инновационными процессами.

В современных условиях особенно важно учитывать изменяющиеся инновационные потребности покупателей для оптимизации различных ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, комплексного управления инновационными процессами и минимизации риска неверного выбора вариантов инновационного развития, ведущего к отставанию от конкурентов. При этом инновации и гибкое управление ими становятся движущей силой развития предприятия, являются залогом его успешного развития в долгосрочном периоде и гибкого реагирования на постоянно происходящие изменения во внешней и внутренней средах.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
12.3.2 Механизм формирования гарантий инвестиций

Текущая тема:
» Введение

Следующая тема:
Глава 13 Основные положения и структура инновационного менеджмента


поиск по сайту




Angular
Графический дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024