Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 13.2 Становление и развитие теории нововведений

13.2. Становление и развитие теории нововведений

Для исследования основных положений и категорий инновационного менеджмента необходимо вначале рассмотреть ретроспективу становления теории и провести анализ экономического содержания и сущность понятия «инновация». В мировой экономической литературе инновация (англ. innovation) интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Методология системного представления инноваций в рыночной экономики основана на международных стандартах, в соответствии с которыми инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Несмотря на значительный объем исследований по данной проблеме, на сегодня отсутствует единая общепринятая терминология в сфере инновационной деятельности, и в этой связи необходимо провести краткий анализ литературы и конкретизировать основные определения в области инновационной деятельности.

Основное развитие инновационный менеджмент как теория нововведений получил в работах В. Зомбарта, В. Митчерлиха, Й. Шумпетера. Наиболее значительный вклад в формирование и развитие теории нововведений внес австрийский экономист Й. Шумпетер, который, анализируя источники конъюнктурных колебаний, выделил новые факторы изменений в развитии производства и рынка, к которым относил:

• изготовление продукции с новыми свойствами;

• внедрение нового метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

• освоение новых рынков сбыта, на которых данная отрасль промышленности не была представлена;

• использование нового источника сырья;

• проведение соответствующей реорганизации производства, например обеспечение монопольного положения.

Для оценки уровня конкретного новшества и определения амплитуды и продолжительности конъюнктурных колебаний Й. Шумпетер использовал критерий новизны, который и лег в основу данной классификации.

Позднее, уже в 1930-х гг., он же ввел понятие инновация, подразумевая под этим любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п. Это определение инновации и концепция Й. Шумпетера о новых комбинациях факторов производства легли в основу одного из двух наиболее распространенных подходов к трактовке основных положений теории нововведений. Пер-вый — основанный на понятии о новых факторах, второй — на новой технологии и/или продукции.

Развитие первого подхода нашло свое отражение в работах, обзор которых представлен в табл. 13.1.

Таблица 13.1 Обзор определений инновации по первому подходу

Второй подход к пониманию понятия «инновация» базируется на использовании в производстве конкретных видов техники, технологии, других новых продуктов. Некоторые приверженцы этого подхода допускают отождествление инновационных и научно-технических аспектов производственной деятельности, что не всегда верно.

Однако данный подход получил достаточно широкое распространение, поскольку лежащий в его основе принцип выделения инноваций с научно-технических позиций отражает их значение и цели в общественном развитии. При этом само понятие «инновация» понимается и как процесс, и как результат. Обзор понятий этого направления представлен в табл. 13.2.

Таблица 13.2 Обзор определений инновации по второму подходу

Основные подходы к определению инновации как основной категории инновационной теории, существующие в зарубежной практике, представлены в табл. 13.3.

Таблица 13.3 Основные подходы к определению термина «инновация» в зарубежных исследованиях

Исследование методологических проблем управления инновациями, разработка вопросов обеспечения практических потребностей в категориальном аппарате, существующих в этой области, обусловили значительный интерес к ним и со стороны отечественных ученых.

Следует отметить, что большинство российских специалистов, занимающихся разработкой указанных проблем, придерживается в своих мнениях одного из рассмотренных выше подходов. Здесь также существуют определения инновации:

• как изменения: «…целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процессе воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности»; «любое техническое, организационное, экономическое и управленческое изменение, отличное от существующей практики на данном предприятии»;

• как процесса: «Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей» (В. Н. Лапин), «процесс создания нового технического продукта и распространения его по всей экономике, а в долгосрочном плане — это принципиальный источник благосостояния»;

• в виде результата — «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрение новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д.» (Г. Я. Киперман и др.); «идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые».

Ряд российских экономистов (М. Ионов, А. Кулагин, В. Логинов), учитывая необходимость обеспечения экономической эффективности инноваций, рассматривают понятие «инновация» как «новый продукт или услугу, способ производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия такой экономии».

В работе подчеркивается, что термин «инновация» может иметь различные значения в разных контекстах и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Считая, что «инновация» — понятие более широкое, чем «новая техника», они определяют содержание инновации как «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества».

Само же понятие достаточно емкое и требует обобщенного, системного подхода к его изучению. Именно на базе такого подхода Ф. Валента определяет инновацию как целевое изменение в функционировании предприятия как системы.

В отечественной литературе нередко отождествляются понятия «инновация», «нововведение», «новшество», что вызвано формальным переводом английского слова innovation — «обновление, улучшение».

Однако на практике понятия «инновация» и «нововведение» обычно отождествляются, тогда как новшество выступает их результатом, представленным в виде конкретного продукта творческой деятельности.

В работах А. И. Пригожина нововведения трактуются как «целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы», выступающие как форма управляемого развития. Данное определение затрагивает развитие технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения и диффузии на других объектах. Нововведение не привязывается к какой-то одной вполне конкретной сфере деятельности и может быть как материально-техническим, так и социальным. В структуре нововведения выделяются экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, педагогические и правовые аспекты.

Двоякое толкование понятия «нововведение» дается в работе Д. М. Гвишиани, В. П. Громека, описывающих «нововведение» как процесс доведения технического изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект, или как конечный результат этого процесса, т. е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования.

А. Уткин, отмечая важность нововведений для успешной экономической деятельности предприятий в условиях рынка, характеризует нововведения как один из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы.

В этом случае новшество выступает в качестве конкретного результата разработки новой научной идеи в виде образца новой техники, материала, информации, качественно отличающегося от применявшихся и позволяющих повысить эффективность производства.

С одной стороны, нововведения (инновации), представляют собой процесс внедрения, распространения и использования новшеств, а с другой, учитывая цикличность инновационной деятельности, служат основой для появления новшеств. В общем случае целью инноваций является удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня по сравнению с имеющимися.

Й. Шумпетер выделял в процессе научно-технических изменений три стадии:

изобретение => нововведение => диффузия.

Некоторые авторы сужают категорию нововведение до некоторой части общего процесса:

идея => ее реализация => потребление нового продукта.

Исследуя развитие научно-технического процесса, П. Друкер в своих работах разделяет процессы научно-технических изменений на научные открытия, изобретения, нововведения, а основной чертой нововведения называет его влияние на образ жизни людей.

Подобное понимание нововведения (как практическая реализация нового товара) характерно и для Э. фон Хиппеля, который определяет нововведение как «...первое применение нового продукта или процесса», а по X. Риггсу, нововведение — коммерческое освоение новой идеи.

Другой категорией теории нововведений, тесно связанной с понятием инновация, является понятие диффузия нововведений, т. е. распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Диффузия инноваций позволяет добиться максимального результата от внедрения инновации и получить максимальный эффект как для самого предприятия-инноватора, так и для экономики региона в целом.

Рассматривая этапы создания новшества, обычно выделяют следующие фазы (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Фазы создания новшества

Представленный инновационный процесс в полной степени отражает жизненный цикл нового продукта.

Применительно к нововведению как к процессу переноса новшества в сферу применения содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:

• зарождение — осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшеств;

• освоение — внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;

• диффузия — распространение, тиражирование, многогранное повторение на других объектах;

• рутинизация — реализация нововведений в стабильных, постоянно функционирующих элементах существующих объектов.

Нововведение как процесс не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из промежуточных стадий. В свою очередь, жизненный цикл новшества может прерваться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.

Таким образом, инновации и новшества проявляются в результате инновационной деятельности, взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, а в другом — процесс ее коммерциализации. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов (инвестиции, кадры, технологии, время и др.), которые в конечном счете позволяют повысить конкурентные преимущества фирмы.

Обобщенная структура инновационного процесса представлена на рис. 13.2.

Рис. 13.2. Основные этапы инновационного процесса

Рассмотренные выше структура и содержание инновационной деятельности показывают наличие нескольких подходов к определению инновационной деятельности, которая может быть представлена либо в виде научно-технического прогресса, либо в виде государственной инновационной политики.

Так в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» инновационная деятельность определяется как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый практической деятельностью, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Таким образом, развернутое определение инновационной деятельности как объекта управления должно отражать следующие аспекты:

процессы производственного и непроизводственного характера, обеспечивающие постоянное совершенствование производства в результате повышения общественных потребностей на базе взаимосвязанного поступательного развития науки и техники, объективных экономических законов и закономерностей;

действия, обеспечивающие высокий уровень использования инновационного потенциала производства, необходимый и достаточный в конкретный период времени для создания, коммерциализации и эксплуатации новых продуктов, позволяющих получить новое качество производства и жизнедеятельности в обществе.

Другая тесно связанная с инновационной деятельностью категория — инновационный потенциал, определяет некоторую совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, предназначенных для реализации нововведений. Инновационный потенциал любого экономического объекта зависит от специфики и масштабов его деятельности, а уровень его развития характеризует реальные инновационные возможности предприятия. А для сохранения, эффективного использования и воспроизводства инновационного потенциала должен быть сформирован адекватный хозяйственный механизм.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
13.1 Роль инновационных процессов в развитии экономических объектов

Текущая тема:
» 13.2 Становление и развитие теории нововведений

Следующая тема:
13.3 Основные понятия и категории инновационного менеджмента


поиск по сайту





WMmail.ru - сервис почтовых рассылок


Наверх




© study-i.ru 2012-2017