Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 8.3 Система управления инвестиционной деятельностью

8.3. Система управления инвестиционной деятельностью

Инвестиционная деятельность как функциональная сфера приложения в экономике, в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой нормативных актов федерального, регионального и ведомственного уровней. Основополагающим документом в этой области является Закон РФ «Об инвестиционной деятельности» от 26 июня 1991 г. № 1488-1, который регламентирует основные принципы формирования системы и механиз-мов управления инвестициями.

Систему управления инвестиционной деятельностью и законодательную базу управления целесообразно рассмотреть по следующим функциональным блокам:

• инвестиционная политика;

• инвестиционная деятельность;

• инвестиционный рынок;

• инфраструктура инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика определяет стратегические и тактические направления функционирования отечественных инвестиционных институтов внутри страны и за рубежом. Она, как правило, формируется на уровне решений Правительства и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете. Основные положения инвестиционной политики РФ, в полной мере относящиеся и к ее субъектам, определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».

В Программе указаны основные механизмы управления инвестиционными процессами и методы государственного регулирования:

• пути реструктуризации источников инвестиций;

• приоритеты федеральной инвестиционной программы;

• критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета;

• ориентиры для привлечения иностранных инвестиций;

• задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;

• пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса;

• задачи по активизации международного инвестиционного сотрудничества и др.

Основные механизмы регулирования инвестиционной деятельности в сфере государственного регулирования направлены на снижение доли бюджетных ассигнований и увеличение доли собственных средств предприятий, частных и иностранных инвестиций в структуре инвестиций. Для этого необходимо решить ряд задач по защите инвестиций, регулированию кредитования инвестиционной сферы, обеспечению оптимальной структуры инвестиций, контролю.

1. Для стимулирования использования в инвестиционных целях собственных средств, в частности амортизационных отчислений, в 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации». Помимо данного механизма малым предприятиям предоставляется возможность в первый год их функционирования списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В отдельных случаях разрешено применять и замедленную амортизацию.

На мобилизацию средств предприятий ориентирован также Закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190. В 1995-1996 гг. процесс создания финансово-промышленных групп (ФПГ) как формы интеграции финансового и промышленного капитала, начавшийся в России еще в 1993-1994 гг., был существенно замедлен в связи с банковским кризисом. Однако в настоящее время четко выделяются ФПГ по основным блокам отраслей народного хозяйства (ТЭК, лесопромышленный, нефтеперерабатывающий, химический комплексы и др.) и регионам страны. В мировой практике ФПГ — это межотраслевые объединения крупных, но не монополизированных компаний. Их институциональную основу составляют банки, холдинги, универсальные торговые компании, аккумулирующие серьезные инвестиционные ресурсы для реализации структурных сдвигов в капиталоемких отраслях и осуществляющие весь инвестиционный процесс — от маркетинговых исследований до строительства завершенных объектов. В мировой экономике ФПГ играют важную роль в оживлении инвестиционного процесса, открывая для предприятий следующие возможности: получение относительно дешевых финансовых ресурсов на длительный срок с гарантией их сохранения и целевого использования; сближение прямого и косвенного (портфельного) финансирования; получение устойчивых доходов на временно свободные финансовые ресурсы; перераспределение инновационных рисков и создание в рамках ФПГ венчурных фондов, призванных финансировать наиболее рискованные инвестиционные проекты. В этой связи чрезвычайно актуальной становится задача создания региональных и межрегиональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков, а также формирования необходимой законодательной и нормативной базы в субъектах РФ.

2. Для контроля и эффективного использования бюджетных средств были созданы специализированные государственные организации, в частнсти — Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор) и Российская финансовая корпорация (РФК) (Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. № 339). Госинкором была разработана специальная схема предоставления целевых инвестиционных вкладов со сравнительно небольшой кредитной ставкой (около 20%). Финансирование проектов осуществляется через уполномоченные инвестиционные банки (например, Инвестбанк), которые получают комиссионное вознаграждение.

Аналогичный механизм привлечения инвестиций реализует и РФК, которой также выделяются госбюджетные средства (за счет ресурсов Банка России). Вместе с тем РФК сама привлекает частные, в том числе иностранные инвестиции.

В дальнейшем был сформирован механизм конкурсного отбора проектов (Постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе», «Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», 1994 г.). Основным условием конкурса является гарантия ввода проекта в установленный срок при минимальном участии федерального бюджета. Перечень участников конкурса определяется специальной инвестиционной комиссией, создаваемой из представителей федеральных ведомств. Указом Президента РФ № 1928 предусмотрена схема смешанного финансирования и конкурсного отбора быстро окупаемых эффективных проектов, относящихся к «точкам роста». На цели поддержки частного капитала, представившего свои проекты на конкурс, которые прошли экспертизу Минэкономики, выделяется из бюджета до 0,5% от ВВП. Последними решениями предусматривается, что по особым категориям проектов доля госбюджетного участия может быть доведена до 50-80%. В развитие данного процесса принимается Закон «О бюджете развития РФ», (январь 1997 г.), обеспечивающий условия для стимулирования инвестиционной активности, увеличения бюджетных и внебюджетных инвестиционных ресурсов, обеспечения их целевого использования и сохранности, воз-вратности и защищенности от инфляции.

Бюджет развития РФ является неотъемлемой составной частью федерального бюджета, но финансирование бюджета развития (далее — БР) отделяется от финансирования текущих расходов федерального бюджета. Составление БР и оперативный контроль за его исполнением осуществляет Министерство экономики РФ, а управление средствами текущего БР и подготовку материала для составления БР на следующий финансовый год — Агентство экономического развития РФ (специализированное государственное учреждение с функциями кредитно-финансовой организации). Финансовые ресурсы агентства состоят из собственных средств (уставной капитал — первоначально 6 трлн руб., и средств текущего развития — 18,5 трлн руб. на 1997-2000 гг.) и привлеченного капитала (кредит, займы и размещение собственных ценных бумаг на мировых финансовых рынках).

В БР предусмотрено также создание страхового фонда для покрытия рисков по проектам в случае форс-мажорных обстоятельств.

Кроме того, агентство выдает государственные гарантии в пределах лимитов, устанавливаемых Б Р. Проекты, финансируемые через БР, должны быть экономически эффективными, соответствовать целям БР, давать высокую отдачу в федеральный бюджет на рубль вложенных средств и предполагают наличие у заемщика собственных средств в размере не менее 20% от необходимых капиталовложений и участие в проектах коммерческих банков, готовых выступить соинвесторами проекта. Финансирование проектов, прошедших экспертизу, осуществляется на возвратной, срочной и платной основе.

3. Использование средств бюджетов РФ осуществляется в соответствии с региональным законодательством и по механизму, аналогичному использованию средств федерального бюджета (применяется, как правило, схема смешанного финансирования и отбора проектов путем экспертизы и конкурса). Отметим, что большинство российских регионов имеют довольно скудные бюджеты и, следовательно, весьма ограниченные возможности по финансированию инвестиционной деятельности, хотя ситуация в регионах неоднородна. Положение усугубляется нестабильной налоговой базой формирования региональных бюджетов, что не позволяет субъектам Федерации разрабатывать действенные инвестиционные программы средне- и долгосрочного характера и, более того, способствует отвлечению средств от инвестирования на покрытие текущих расходов. В этой связи доля участия региональных бюджетов в инвестициях не превышает 10% от общего объема капиталовложений и продолжает сокращаться. Создание Всероссийского банка развития регионов, способствующего инвестиционному процессу в субъектах Федерации, должно повысить активность регионов в этом процессе. В соответствии со стратегией инвестиционной политики РФ сфера инвестиций, находящаяся под прямым государственным контролем, постоянно снижается с постепенным возрастанием роли частного и институциональных инвесторов.

4. Для привлечения ресурсов коммерческих банков в инвестиционном кредитовании, под правительственные гарантии создаются специализированные инвестиционные банки, в том числе банки, уполномоченные правительством для финансирования инвестиционных программ (Постановление Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 467). Под инвестиционным банком здесь понимается некоторый финансовый посредник в виде специализированного кредитного института, мобилизующего долгосрочный ссудный капитал и предоставляющего его заемщикам через выпуск и размещение облигаций или других заемных обязательств. Основными функциями такого банка являются:

• выяснение характера и размеров финансовых потребностей заемщиков;

• согласование условий займа;

• выбор вида ценных бумаг;

• определение сроков их выпуска с учетом состояния рынка;

• эмиссия и размещение;

• организация гарантийных банковских синдикатов;

• обеспечение вторичного рынка для ранее выпущенных ценных бумаг;

• покупка и продажа пакетов акций и облигаций за свой счет в роли гарантов эмиссий и организаторов рынка;

• предоставление кредитов покупателям ценных бумаг.

По опыту зарубежных стран инвестиционные банки мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получением кредитов от коммерческих банков. Так, инвестиционные банки в США — это финансовые институты, работающие с ценными бумагами, чаще всего с облигационными займами, многие из которых представляют собой подразделения крупных финансовых компаний, оказывающих более широкий спектр финансовых услуг.

Инвестиционные банки часто выполняют брокерские функции на вторичном рынке. Другой основной функцией инвестиционных банков после брокерства является андеррайтинг.

Для дальнейшего регулирования инвестиционной деятельности в РФ был принят порядок создания инвестиционно-финансового консорциума (Постановление от 25 мая 1994 г. № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций»). Этим постановлением предусматривается привлечение средств частных инвесторов — крупных банков России. Для этой цели создается инвестиционный финансовый консорциум, которому разрешено эмитировать ценные бумаги, гарантированные Минфином и Минэкономики (объем гарантий 800 млрд руб.).

5. Развитие инвестиционной деятельности за счет доходов, полученных от реализации ценных бумаг предприятий, во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, продвижения этих бумаг на западные фондовые площадки. Одним из первых документов, регламентирующих функционирование российских ценных бумаг (РЦБ), был Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 336 «О мерах по развитию рынка ценных бумаг в РФ», а затем и новый Гражданский кодекс определили пути создания и функции институтов фондового рынка в России.

Для целей управления фондовым рынком создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 202 «О статусе Федеральной комиссии по ценным бумагам...» ей придан статус федерального ведомства. Началось формирование региональных комиссий по ценным бумагам и фондовому рынку. Эти организации отвечают за создание в России условий функционирования современного фондового рынка, организацию депозитарно-клиринговых центров, ведение современных систем регистрации акционеров и т. п. Следует отметить, что основные операторы РЦБ объединены в Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка (ПАУФОР) России. Создана также профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая будет способствовать созданию депозитариев и кастоидальных банков, хранящих ценности и управляющих активами.

6. Частные инвестиции резидентов РФ. Мобилизацию средств населения на инвестиционные нужды предполагается осуществлять в различных формах. Один из первых шагов — образование Указом Президента РФ от 6 июля 1992 г. № 566 Российского промышленно-инвестиционного фонда (основные учредители — Министерство промышленности, Промстройбанк и Инкомбанк, Ассоциация российских банков, крупные инвестиционные компании и предприятия). Фонд отбирает проекты, проводит их экспертизу, привлекает иностранные инвестиции и в ряде случаев осуществляет выдачу гарантий. Некоторые чековые инвестиционные фонды, преобразованные в инвестиционные компании, начали активно работать со средствами населения. В последнее время во все большей мере стала проявляться ориентация инвестиционных проектов на конечного пользователя. Одно из главных направлений — авансовая оплата жилья. Так, Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» регулируется порядок привлечения средств населения. В ряде регионов России для привлечения средств населения используются облигационные займы, выпуск которых регламентируется нормативными актами субъектов РФ. Важной мерой является образование паевых инвестиционных фондов (Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ»). Фонды позволяют привлекать средства различных инвесторов, в том числе и населения для последующего вложения их в фондовый рынок. Но поскольку паи в данных фондах должны выкупаться не реже одного раза в год, то это делает практически невозможными вложения в корпоративные ценные бумаги и инвестиционные проекты. С целью защиты интересов частных инвесторов Федеральная комиссия по ценным бумагам приняла в 1995 г. ряд важных постановлений, регламентирующих деятельность паевых инвестиционных фондов и финансовых компаний, привлекающих денежные средства граждан. По данным федеральных органов, на руках у населения находится до $20 млрд (по оценкам некоторых специалистов — до $40 млрд).

7. Инвестиции нерезидентов РФ (иностранные инвестиции). Деятельность государства в этом направлении заключается в содействии улучшению инвестиционного климата и комплексном регулировании всех сторон инвестиционной деятельности. В этой связи при Председателе Правительства РФ создан Консультативный совет, в который входят представители ведущих западных фирм, выступающих в России в качестве стратегических инвесторов. Деятельность иностранных инвесторов в РФ регулируется помимо вы-шеупомянутого Закона «Об инвестиционной деятельности» № 1488-1 Законом от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и дополнениями к нему, Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвесторами», Постановлением Правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ».

Инвестиционный рынок. С одной стороны, на этом рынке присутствуют инвестиционные предложения и проекты, а также различные формы собственности, а с другой — капитал, ориентированный на получение прибыли. Сделки совершаются как путем прямого участия капитала в реализации тех или иных проектов, так и путем приобретения акций предприятий и права участия в управлении ими. По существу, инвестиционный рынок функционирует в информационном про-странстве. Формами функционирования рынка инвестиций являются также инвестиционные торги и аукционы, выставки и конкурсы, форумы инвесторов и реципиентов.

Проведение инвестиционных конкурсов (торгов) регулируется примерным положением, утвержденным Госкомимущества в 1992 г., изменениями и дополнениями к нему. Инвестиционные проекты, претендующие на государственную поддержку, проходят экспертизу в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов». Введена также экологическая экспертиза предприятий с иностранными инвестициями и экспертиза, связанная с лицензированием отдельных видов деятельности участников инвестиционного рынка. Споры, возникающие в сфере торгово-инвестиционной деятельности, регулируются в соответствии с Законом об арбитраже (1993 г.) с учетом норм международного коммерческого арбитража. Споры между российскими и иностранными партнерами разрешает международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, а споры между российскими предпринимателями — органы Государственного арбитража.

Целям подготовки полной и достоверной информации о реципиенте, претендующем на инвестиции, служит инвестиционный аудит. Деятельность аудиторских ассоциаций и союзов координируется Аудиторской палатой России и Союзом профессиональных аудиторских организаций.

Инфраструктура инвестиционной деятельности. Иностранные участники инвестиционной деятельности в РФ подлежат регистрации в соответствии с Указом Президента от 6 июня 1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ». Регистрации подлежат предприятия с иностранными инвестициями, объем которых превышает 100 млн руб. либо эквивалент этой суммы в СКВ, а также предприятия с иностранным капиталом в ТЭК независимо от размера участия иностранного капитала. Все прочие предприятия с иностранным участием регистрируются местными органами с последующим отражением в государственном реестре, который ведет Государственная регистрационная палата. Палата проводит также аккредитацию иностранных фирм в России.

Информационное обеспечение инвестиционной деятельности определяется Законом РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Постановлением Правительства от 1 декабря 1994 г. № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства». Указом Президента РФ от 3 июля 1995 г. № 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке России» создаются ФПГ «Информацион-ные технологии», а также инвестиционный фонд «Российские финансовые и фондовые коммуникации» и Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка. Образуется также Федеральный центр защиты коммерческой информации. Для организации информационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями Постановлением Правительства от 30 июня 1995 г. № 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям» при Министерстве экономики РФ образован центр, в обязанности которого входит «создание привлекательного образа России на мировых рынках капитала». В феврале 1996 г. принято Постановление Правительства «О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных инвесторов».

Одна из наиболее доступных форм распространения информации — организация конкурсов и выставок проектов. В ряде субъектов РФ они стали традиционными. С 1995 г. функционирует ежегодная всероссийская выставка ИНВЕСТЭКСПО. Важную роль в информационном обеспечении инвестиционной деятельности может сыграть Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ и ее региональные представительства, обладающие обширным банком достоверной информации об инвесторах и реципиентах и широкими возможностями оказания информационно-консультативных услуг. Исходя их этих идей ведется подготовка создания при ТПП РФ информационно-аналитического Центра управления инвестиционными и коммерческими рисками, призванного способствовать информационному обеспечению инвестиционной деятельности в РФ.

В современных условиях основной формой реализации инвестиций становятся инвестиционные проекты, которые описываются в виде бизнес-плана. С помощью таких проектов решаются задачи обеспечения конкурентоспособности разрабатываемых проектов, причем не только с точки зрения качества предлагаемой продукции, но и в области поддержки производства и реализации проекта. Нестабильная ситуация в экономике России и как следствие сокращение общих объемов инвестирования (особенно в производственную сферу) требуют доскональной оценки и отбора эффективных проектов для целевого инвестирования (частного, иностранного, смешанного).

Процесс анализа доходности и эффективности инвестиционного проекта называется проектным анализом. Он предполагает составление затрат по реализации проекта и оценку выгод, которые будут получены от его реализации. Таким образом, эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Оценка эффективности инвестиционных проектов чрезвычайно важна для всех без исключения объектов инвестиционной деятельности, так как позволяет определить риск инвестирования, затраты и прибыли, и вообще выяснить, стоит ли участвовать в данном проекте, можно ли быть его гарантом или страховщиком.

В связи с этим различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:

• показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие последствия реализации осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета;

• показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета;

• показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

В мировой практике существует множество методик составления бизнес-планов, на основе которых проводится оценка эффективности инвестиционных проектов. Большинство из них использует однотипные по экономическому смыслу показатели оценки, связанные с вычислением реальных потоков денежных средств (Incremental Cash Flows) и дисконтированием. Наибольшее распространение получили типовые методики, разработанные ЮНИДО (например, методики COMFAR), TACIS, МБРР. Так, методики ЮНИДО, согласованные с российскими реалиями и отечественными подходами к оценке инвестиций, лежат в основе «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (1994 г.), которые содержат систему показателей, критериев и методов оценки эффективности проектов в процессе их разработки и реализации применяемых на различных уровнях управления.

В настоящее время большую роль в принятии инвестиционных решений по выбору эффективных вариантов проектов играют специализированные системы по автоматизированной поддержке принятия решений, позволяющие с минимальными затратами и высокой степенью точности провести расчет показателей и проанализировать эффективность проектов.

Достаточно часто при формировании эффективного портфеля инвестиционных проектов и принятии решения о их реализации приходится использовать экспертные процедуры, учитывающие комплекс факторов и их взаимосвязи. Возможными приоритетами при экспертной оценке проектов могут служить такие критерии, как:

• общественная значимость проекта;

• влияние на имидж инвестора;

• соответствие целям и задачам инвестора;

• соответствие его финансовым возможностям;

• соответствие его организационным возможностям;

• рыночный потенциал создаваемого продукта;

• период окупаемости проекта;

• прибыль;

• уровень риска;

• экологичность и безопасность проекта;

• соответствие законодательству.

При этом указанную совокупность критериев можно условно разделить на следующие группы:

1. Целевые критерии (определяют направления инвестиций, предполагающие поддержку государства).

2. Внешние экологические критерии.

3. Критерии реципиента (характеристика предприятия — объекта инвестирования, осуществляемого проекта).

4. Критерии научно-технической перспективности.

5. Коммерческие (финансовые) критерии.

6. Производственные критерии.

7. Рыночные (торговые) критерии.

8. Критерии региональных особенностей реализации проекта.

Таким образом, анализ производится практически по всем разделам и пунктам бизнес-плана инвестиционного проекта. И такой подход полностью оправдан, поскольку любые упущения и невнимание к мелочам могут привести к значительным ошибкам при реализации проекта, убыткам, бессмысленной трате дефицитных финансовых ресурсов и выводу их из более эффективных инвестиций.

Поэтому весьма важно, чтобы лицо, принимающее решение (ЛПР) в инвестиционной сфере, более обоснованно формировало портфель инвестиционных проектов и осознавало это как органическую потребность развития деятельности предприятия для удержания и расширения своих позиций на рынке.

Для государственных органов результаты оценки эффективности инвестиционных проектов должны стать основой для применения наиболее эффективных механизмов управленческого воздействия на инвестиционную деятельность, стимулирования, повышения ее активности и результативности.

А сама стратегия развития инвестиционной активности предполагает включение следующих элементов:

• определение стратегической цели организации (развитие; удержание позиции; «снятие сливок»; продажа и ликвидация) и уровня управления инвестиционной деятельностью;

• установление приоритетов развития системы в зависимости от цели организации, уровня управления;

• разработку стратегии формирования источников инвестирования и привлечения их к использованию.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
8.2.1 Виды инвестиционных активов

Текущая тема:
» 8.3 Система управления инвестиционной деятельностью

Следующая тема:
8.4 Инфраструктура инвестиционного рынка



поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017