Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 9.2 Разработка инвестиционной политики предприятия

9.2. Разработка инвестиционной политики предприятия

Анализ деятельности хозяйствующих субъектов в области инвестиционного менеджмента и оценка факторов, определяющих его содержание, показывают сложность, многоаспектность данной категории, ее ключевое влияние на социально экономическое развитие страны, региона, отрасли, организации. Формирование направлений развития этой деятельности с учетом перспективы представляет собой процесс формирования механизмов и выявления целей и факторов, отражающих суть инвестиционной политики. Таким образом, инвестиционная политика предприятия или иного экономического объекта предполагает:

• формирование комплекса долгосрочных целей инвестиционной деятельности;

• выявление факторов формирования конкурентных преимуществ;

• разработку эффективного механизма их реализации на разных уровнях управления.

Инвестиционная политика предприятия является составной частью общей стратегии системы и направлена на достижение целей социально-экономической политики. Естественно, что инвестиционная политика предприятия является составной частью общей экономической политики региона и России в целом и конкретизирует общие цели применительно к целям инвестиционной деятельности конкретного предприятия.

Таким образом, инвестиционная политика определяет стратегию инвестиционной деятельности (инвестиционную стратегию). Под инвестиционной стратегией обычно понимают некоторую совокупность целей, приоритетов, принципов и организационных механизмов взаимодействия всех ресурсов, направляемых в активы развития предприятия, позволяющую ему эффективно выполнять свою миссию, добиваясь устойчивых конкурентных преимуществ.

Таким образом, инвестиционная политика предприятия является частью финансовой и направлена на разработку оптимальных стратегий инвестирования производства с целью повышения экономического потенциала. Разработка инвестиционной политики затрагивает следующие направления деятельности (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Этапы формирования инвестиционной политики

Сам механизм осуществления инвестиций представляет собой обоснование, выбор и реализацию наиболее эффективного варианта форм вложения капитала, направленного на расширение экономического потенциала экономического объекта, а механизм организации должен учитывать следующие основные принципы:

целенаправленность конкретного состояния установленных отдельных характеристик предприятия, организации, достижение которых является для них желательным и на достижение которых направлена инвестиционная деятельность. В зависимости от времени, требуемого для достижения целей, выделяют следующие периоды:

- долгосрочные;

- краткосрочные.

При этом цели должны удовлетворять определенным требованиям:

- достижимость;

- гибкость;

- измеримость;

- конкретность;

- совместимость;

- приемлемость;

- реализуемость;

- преемственность.

Эти требования соответствуют принципам системного подхода к проблемам формирования эффективных целей и их адекватной структуризации. Уровень поставленных целей необходимо характеризовать по приоритетам и степени их достижимости и реализации с учетом корректировки в соответствии с возможными изменениями в стратегии системы.

Выбор эффективного комплекса целевых функций и их оценка показывают возможные пути совершенствования механизма управления инвестиционной деятельностью, базирующегося на следующих принципах:

совместимости, полагающий соответствие долгосрочных целей инвестиционной политики организации целям социально-экономического развития региона;

приемлемости, характеризующий субъект управления, действующий в условиях разрывности периода, и оценивающий:

- гибкость организационной структуры системы управления инвестициями;

- приспособляемость (адаптивность) структуры управления инвестиционной деятельностью к внешним и внутренним изменениям;

- комплексность, предполагающая взаимоувязку интересов различных элементов инфраструктуры инвестиционного рынка;

- концентрацию источников финансирования инвестиционной деятельности на приоритетных направлениях развития и поддержание оптимальной структуры между ними;

партнерства между горизонтальными и вертикальными уровнями управления.

дополнительности — принцип финансирования, когда средства федерального бюджета не заменяют собой ресурсы, выделяемые на реализацию инвестиционной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, а дополняют их;

соподчиненности, означающий, что реализация целей инвестиционной политики не препятствует достижениям общих целей социально-экономического развития страны, региона, а подчинена им;

правовой стабильности, обеспечивающий успешное достижение краткосрочных и долгосрочных целей инвестиционной политики в рамках действия законодательных актов, не противоречащих друг другу;

результативности инвестиционной политики;

эффективности, означающий достижение целей с наименьшими затратами всех ресурсов.

Взаимодействие и последовательность реализации приведенных принципов в цикле формирования инвестиционной политики показаны на рис. 9.4.

Рис. 9.4. Цикл реализации принципов инвестиционной политики

Синергетический эффект использования приведенных принципов в этом случае формируется лишь в случае единовременного учета указанных принципов реализации инвестиционного механизма, и игнорируя хотя бы один из этих принципов, невозможно сформировать эффективный механизм управления инвестициями.

Рассмотренный цикл реализации принципов инвестиционной политики является единым для всех уровней формирования инвестиционной политики: национального, регионального (субъектов Федерации, федеральных округов), отраслей, предприятий. Общеполагающими этапами реализации инвестиционной политики могут быть: формирование общих целей социально-экономического развития; разработка приоритетных целей в инвестиционной сфере; разработка механизма реализации инвестиционной политики.

Процедура формирования инвестиционной политики и механизм ее реализации представлены на рис. 9.5.

Рис. 9.5. Формирование инвестиционной политики и механизм ее реализации

С учетом общих принципов менеджмента в основе инвестиционной политики лежит стратегия, разработка которой предполагает анализ социально-экономического положения объекта (страны, федерального округа, субъекта Федерации, отрасли, предприятия) в зависимости от уровня, для которого эта политика разрабатывается. Результаты комплексного экономического анализа социально-экономического развития подвергаются всесторонней оценке, которая позволяет определить состояние инвестиционного потенциала рассматриваемого объекта в сравнении с другими объектами инвестиционной деятельности.

На базе полученной оценки результатов анализа можно сформулировать дополнительные цели социально-экономического развития объекта, в соответствии с которыми устанавливаются цели непосредственно инвестиционной стратегии (основная и промежуточные), с помощью которых определяются приоритеты развития объекта, указывающие на основные направления деятельности для достижения целей.

Инвестиционная политика становится реальной, если инвестиционная стратегия будет дополнена стратегией выбора источников инвестирования и привлечения их к использованию (фандрайзинг), а также если будет определена эффективная структура источников и процедуры реализации инвестирования. Инвестиционная политика обычно реализуется через реальные инвестиционные проекты, которые являются тактическими мероприятиями по активизации инвестиционной деятельности.

Таким образом, процесс разработки инвестиционной политики включает в себя разработку инвестиционной стратегии, конкретизирующуюся в процессе разработки тактических мероприятий. Взаимосвязь отдельных этапов формирования инвестиционной политики экономической системы приведена в табл. 9.2.

Таблица 9.2 Взаимосвязь отдельных этапов формирования инвестиционной политики

Из схемы видно, что общие принципы формирования инвестиционной политики ориентированы на длительный период (поле ПИП-Д), соответствующие социально-экономической политике, хотя могут периодически пересматриваться в зависимости от изменения приоритетов и миссии экономической системы. Разработка инвестиционной политики, хотя и ориентирована на долгосрочные цели (поле ИП-Д), включает также отдельные среднесрочные (ИП-С) и кратко-срочные цели, элементы которых ведут к формированию инвестиционной стратегии (ИС-С, ИС-К), реализация которой обеспечивается через формирование и выполнение инвестиционных проектов (обычно ориентированных на поле ИР-К).

Формирование инвестиционной стратегии, ориентируясь на направления инвестиционной политики (ИП-Д) и реализуя стратегические задачи (ИП-С), определяет состав основных инвестиционных проектов в рамках инвестиционный стратегии (ИС-С). Одновременно прорабатываются сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных проектов (ИР-К).

Процесс формирования инвестиционной политики начинается с разработки социально-экономической политики объекта. По отношению к ней инвестиционная политика носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная политика при этом должна рассматриваться как одно из главных условий обеспечения эффективного развития объекта в соответствии с определенной им социально-экономической политикой.

Формирование инвестиционной политики, а также ее стратегии предполагает определение периода, на протяжении которого она будет реализована.

Основным условием обоснования периода формирования инвестиционной политики является предсказуемость развития экономики в целом и инвестиционной сферы в частности. В условиях нестабильного и в отдельных случаях непредсказуемого развития экономики страны этот период не может быть слишком длительным и в среднем не может выходить за рамки 5-7 лет. Важным условием определения периода формирования инвестиционной политики является продолжительность периода, принятого для формирования социально-экономической политики. Так как инвестиционная политика носит подчиненный характер по отношению к последней, она не может выходить за пределы этого периода.

Стратегия формирования инвестиционных ресурсов и привлечения их к использованию является составной частью не только инвестиционной стратегии, но и инвестиционной политики. Разработка этой стратегии должна обеспечить надежное финансирование инвестиционной деятельности в необходимых и достаточных объемах. Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов и привлечения их к использованию обычно включает следующие этапы (рис. 9.6). Характеристика основных методов финансирования инвестиционных программ приведена на рис. 9.7.

Рис. 9.6. Основные этапы разработки стратегии формирования инвестиционных ресурсов

Рис. 9.7. Характеристика основных методов финансирования инвестиционных программ

Полное самофинансирование предусматривает осуществление инвестирования исключительно за счет собственных источников. Этот метод в условиях дефицита средств государственного бюджета, бюджетов регионов, высокой ставки кредитного процента и др. является наиболее реальным и предпочтительным.

Акционирование как метод финансирования используется для реализации крупномасштабных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности.

Кредитное финансирование применяется, как правило, при инвестировании в быстрореализуемые реальные объекты с высокой рентабельностью инвестиций.

Лизинг используется при недостатке собственных финансовых средств для реального инвестирования, а также при инвестициях в реальные проекты с большим периодом эксплуатации или с высокой степенью изменяемости технологии.

Смешанное финансирование основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов.

Оптимизация структуры источников финансирования инвестиционных ресурсов является завершающим этапом разработки стратегии их формирования.

Необходимым этапом формирования и реализации инвестиционной политики являются контроль и оценка ее жизненного цикла.

На рис. 9.8 представлена последовательность осуществления контроля и оценки жизненного цикла инвестиционной политики. Требования к осуществлению контроля и проведению оценки становятся все более жесткими. Как видно из рис. 9.8, контроль является непрерывным процессом на протяжении всего этапа реализации, тогда как оценка должна проводиться на конкретных участках этапах жизненного цикла политики.

Рис. 9.8. Оценка и контроль жизненного цикла инвестиционной политики

Каждому виду оценки жизненного цикла политики отводится соответствующее место и роль. Оценка ex ante (на основе ожидаемых величин) проводится на стадии разработки политики или перед началом этапа ее реализации.

Ее главная цель — оценить заранее, насколько обоснованы задачи политики, а также можно ли будет получить запланированные результаты целесообразным и эффективным методом. На основе такой оценки проводится корректировка социально-экономической политики.

Текущая (или промежуточная) оценка проводится на конкретном этапе реализации политики. Целью текущей оценки является проверка на стадии реализации инвестиционной политики, насколько обоснованы выбранные меры и реализуются ли они «результативным» и «эффективным» образом. Текущая оценка определяет, являются ли поставленные задачи по-прежнему реалистичными и выполнимыми, учитывая степень их реализации на момент оценки.

Оценка ex post (по факту) занимается анализом последствий от реализации инвестиционной политики. Оценка влияния инвестиционных программ на экономическое развитие — сложный вопрос, особенно когда речь идет о количественной оценке результатов.

Контроль (мониторинг) — непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всего жизненного цикла инвестиционной политики. Осуществление мониторинга означает постоянный контроль получения конкретных, предусмотренных программой результатов. В отличие от мониторинга оценка предполагает более подробный анализ, осуществляемый на конкретном отрезке жизненного цикла политики.

Инвесторы, осуществляя вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций, обеспечивают их целевое использование. Инвесторы вправе выступать в роли заказчиков, вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять другие функции участников инвестиционного процесса. Если заказчик не является инвестором, то он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и на условиях, определяемых договором.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае если пользователь объекта не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Все вышеназваные субъекты действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

1. Сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей народного хозяйства. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному строительству и других субъектов инвестиционной деятельности.

2. Инновационная сфера, где реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.

3. Сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансового обязательств в различных формах).

4. Сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности.

Таким образом, инвестиционная сфера представляет собой систему экономических отношений, возникающих между участниками в процессе движения инвестиций. Обобщенная схема инвестиционного процесса представлена на рис. 9.9.

Рис. 9.9. Общая схема инвестиционного процесса

Этот процесс происходит в условиях социально-политической нестабильности, при высоком уровне налогов и процентных ставок за кредит, дезорганизации расчетов, при отсутствии договорной и производственной дисциплины. Основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, является инфляция. Быстрый, непредсказуемый рост цен увеличивает инвестиционный риск, подавляет стимулы к накоплению капитала.

Другой причиной низкой активности является дефицит инвестиционных ресурсов и низкая конкурентноспособность самого инвестиционного комплекса. Недостаток финансовых ресурсов — важнейший ограничитель инвестиционной активности.

Главной задачей государственной инвестиционной политики становится формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности, оказание поддержки жизнеобеспечивающим производствам.

Меры по активизации инвестиционной политики базируются на комплексе механизмов государственной, частной и зарубежной поддержки инвестиционной деятельности предприятий. Основные мероприятия по государственному стимулированию инвестиционной активности приведены в табл. 9.3.

!!! Таблица 9.3 Меры по стимулированию инвестиционной активности

Для активизации инвестиционной деятельности нужны не многочисленные инвестиционные программы, неподкрепленные ресурсами, а стабильная и четкая инвестиционная политика государства, региона, предприятия, которая должна обеспечить благоприятный инвестиционный климат на инвестиционном объекте. Для этого требуется, кроме всего прочего, психологическая перестройка менед-жеров высшего звена управления, осознание возможности и реальности формирования инвестиционной политики на предприятии, элементы которой взаимосвязаны с изменениями совокупного платежеспособного спроса и предложения новых товаров (в том числе инвестиций) и услуг на рынке.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
9.1 Принципы развития инвестиционной деятельности

Текущая тема:
» 9.2 Разработка инвестиционной политики предприятия

Следующая тема:
9.3 Управление реальными инвестициями на предприятии



поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017