Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 15.1 Предпосылки эффективного управления инновациями в организациях

15.1. Предпосылки эффективного управления инновациями в организациях

Управление инновационными процессами предполагает качественное и количественное изменение производимой продукции и самого процесса производства в результате применения адекватных существующему состоянию методов организации и управления, современных средств общего менеджмента, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, нацеленное на удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. В этом состоит основная задача инновационного менеджмента, и повышение эффективности де-ятельности предприятия напрямую связано с внедрением прогрессивных нововведений, оказывающих основное влияние на качество конечных результатов производства.

Теория инновационного менеджмента показывает, что возможные подходы к управ-лению инновационными процессами в каждом конкретном случае существенно различаются в зависимости от того, является ли организация или фирма крупной, ведущей в своей отрасли, средней или малой, степени имеющегося практического задела в области производства конкретных продуктов и научно-технического потенциала. В общем случае принято рассматривать такие подходы в зависимости от значений следующих характеристик:

• периода функционирования производства;

• ранее достигнутых результатов производственной и инновационной деятельности;

• уровня кадрового, научного, информационного, технологического, финансового потенциала предприятия;

• состояния и возможностей совершенствования организационной структуры управления и т. д.

Оценка состояния указанных характеристик позволяет сформулировать инновационную стратегию предприятия, а именно:

• провести обоснование и выбор типа инновационной стратегии;

• разработать адекватные организационные структуры для ее реализации;

• исследовать основные функции инновационного менеджмента.

Решение этих задач создает необходимые предпосылки для постановки следующей важной задачи инновационного менеджмента — обеспечения рационального межфункционального взаимодействия в управлении инновационными процессами.

Таким образом, целью инновационного менеджмента является повышение качественного уровня технико-технологической базы производства, ее постоянное обновление для выпуска конкурентоспособной продукции, что предполагает разработку и внедрение новых видов техники, конструкционных материалов, технологических процессов, реализацию рациональной ассортиментной, инвестиционной политики и др. Следовательно, необходимость разработки целостной концепции стратегического управления инновациями обусловлена теоретическими и практическими потребностями отечественного производства и актуальна для всех организаций вне зависимости от типа выбранной ими стратегии развития (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Взаимосвязь развития организации с развитием инновационного менеджмента

В процессе формирования эффективной системы управления инновациями необходимо учитывать многие факторы, среди которых можно выделить:

• сложившийся ранее уровень развития производства;

• состояние механизма и системы управления;

• уровень развития инновационного потенциала объекта;

• тип и ориентацию организационной структуры управления;

• тенденции хозяйственной и инновационной политики;

• понимание потребности в разного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

Следует отметить, что приведенные факторы по своей значимости практически равноценны при решении конкретных задач и составляют комплекс характеристик, учитываемых одновременно.

Таким образом, определение необходимости и возможности управления инновационными процессами позволяет выявить реальные потребности, которые принято разделять на:

1) потребности внешней среды;

2) потребности внутренней среды;

3) собственно потребности инновационного процесса как самостоятельного объекта управления.

Первую группу формируют потребности макроуровня по отношению к конкретному товаропроизводителю, которые определяются следующими факторами:

• особенностями отечественного рынка;

• поведением конкурентов, поставщиков и потребителей;

• наличием и содержанием средств государственной политики в данной сфере деятельности;

• мировыми рыночными тенденциями в производстве, ценообразовании, потреблении, обслуживании в отношении данного продукта.

Структура второй группы определяет потребности самого предприятия и отражает, как правило, различные аспекты его финансово-хозяйственного положения в конкретные моменты времени, перспективы и тенденции экономической политики, состояние организационной структуры управления, научно-технический и ресурсный потенциал, в том числе информационный и кадровый.

Третья группа представляет собой внутренние потребности самого инновацион-ного процесса как сложной обособленной системы, определяющие его поступательное развитие.

Все рассмотренные факторы достаточно тесно связаны между собой, в результате чего их выявление и оценка в качестве предпосылок эффективного управления инновациями в организации предполагают проведение более подробного их анализа в совокупности с параметрами динамики и неопределенности. Наличие субъективных факторов, определяющих, с одной стороны, общественное восприятие инновационного поведения организации, а с другой — ее внутреннюю культуру, вносит свои коррективы в оценку эффективности инновационного менеджмента. Сюда же следует отнести инвестиционные факторы, влияние которых на все группы потребностей хотя и не однозначно, но, безусловно, очень велико.

Применительно к сложившейся в отечественном производстве ситуации особый интерес представляют факторы, влияющие на формирование конкурентной среды и уровень конкурентоспособности инновационного продукта как результата реализации внутренних потребностей организации и собственно потребностей инновационного процесса. Специфика такой ситуации требует учета инфляционных характеристик при оценке результатов ее основной и инновационной деятельности.

Анализ особенностей инновационной деятельности позволяет сформулировать ряд выводов по реализации организационного механизма такой деятельности:

• невозможность построения универсальной формы организации НТП;

• качественное различие инновационного и рутинного производственных процессов;

• необходимость применения дифференцированного подхода к управлению на разных этапах инновационного процесса и т. п.

Именно поэтому использование известного из мировой практики опыта управления инновациями применительно к российским условиям требует дополнительного анализа и адаптации. Этот вывод также в полной мере применим и к отдельным товаропроизводителям, внедряющим зарубежные разработки без учета российской специфики, но стремящимся получить ожидаемый инновационный эффект как можно быстрее и по возможности увеличить его за счет негативных факторов, влияющих на положение потенциальных конкурентов в условиях формирующейся рыночной среды.

Необходимо констатировать, что факторы и условия, влияющие на эффективность инновационного менеджмента, достаточно сложны и разнообразны, а их анализ и выявление степени влияния на различные аспекты работы организации составляют сущность инновационной политики, ее стратегии и тактики.

Анализ действующего механизма управления инновациями показывает, что основное внимание здесь уделяется оценке состояния и вариантов рационализации организационных структур, форм, методов и средств управления на основе повышения качества потенциала организации — кадрового, информационного, технического и др. Но любые практические мероприятия, позволяющие в конечном итоге повысить эффективность процессов инновационного менеджмента, должны ориентироваться на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и получение прибыли по результатам ее реализации.

Основные сложности практического характера в рассматриваемой сфере связаны, как уже отмечалось, с недостаточной степенью адаптации методологии инновационного менеджмента к существующим условиям хозяйствования, к специфическим особенностям работы отдельных товаропроизводителей. Поэтому эффективное применение разработок, известных из мировой практики, возможно при обязательном учете «национальной» специфики, т. е. особенностей функционирования рыночных, производственных, организационных структур, типа взаимоотношений между партнерами различного профиля, состояния и направлений развития рыночных институтов и т. п. Указанное обстоятельство следует учитывать на всех уровнях управления, и прежде всего на уровне отдельных организаций и фирм, где в дополнение к общим проявляются и частные особенности, присущие только конкретному объекту. При этом особенно важно правильно выбрать приемы, методы и средства управления, применение которых позволит наиболее точно отразить природу и преимущества инновационных производственных процессов перед рутинными. Это также достигается посредством использования системного подхода к анализу объективных и субъективных факторов, влияющих на результаты разработки и реализации отдельных проектов по намеченным к внедрению инновациям, объединяемых программой инновационного развития организации.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
14.2 Управление инновационными процессами

Текущая тема:
» 15.1 Предпосылки эффективного управления инновациями в организациях

Следующая тема:
15.2 Сущность и особенности инновационной стратегии


поиск по сайту




Angular
Графический дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024