Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 15.4 Основные тенденции и формы управления инновациями в организациях

15.4 Основные тенденции и формы управления инновациями в организациях

Инструментарий инновационного менеджмента предполагает использование разнообразных средств и методов, отражающих уникальность внешних и внутренних условий деятельности отдельных предприятий и организаций.

Среди различных тенденций ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции в качестве основных можно выделить:

• организационное обособление служб перспективного развития организации, т. е. внедрение специализированных структур инновационного менеджмента;

• развитие средств и форм горизонтальной координации, т. е. проектного управления;

• использование различных «рыночно-стратегических» структур в управлении инновационными процессами.

При этом одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных инноваций. Оно обеспечивается несколькими способами:

• во-первых, производство инновационного продукта может осуществляться в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс;

• во-вторых, производство инновационного продукта может осуществляться во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.

От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационными процессами, избираемая хозяйствующим субъектом.

В зависимости от размеров производства и рыночного положения такого субъекта различаются конкретные формы и приемы реализации инновационной стратегии. Существуют достаточно четкие различия и в организации управления инновациями в крупных, средних и небольших фирмах.

Наиболее богатый опыт реализации существующих подходов к управлению инновациями накоплен в практике корпораций и фирм США. В частности, для крупнейших товаропроизводителей было характерно снижение эффективности инновационного менеджмента, если они придерживались принципов организационного обособления научно-исследовательской и производственной баз в условиях действия ранее сложившихся административных и мотивационных механизмов. Это стало причиной активного выделения специализированных структур управления корпоративным развитием. К таким структурам обычно относят не только собственно подразделения НИОКР, но и службы стратегического управления, прогнозирования самого широкого спектра направлений, способных повлиять на инновационность и результаты работы корпораций (экономические, социальные, экологические и т. п.), службы подготовки и развития кадрового потенциала, подразделения организационного проектирования и др. Это приводит к четкому разграничению между этими структурами и подразделениями, обеспечивающими текущее управление основной деятельностью и его инновационными процессами.

Новые организационные формы такого типа обычно имеют разветвленное строение и охватывают самые различные аспекты деятельности корпораций. В качестве примера можно привести инновационные структуры «Форд Мотор Компани» и корпорации «Крайслер».

Следует отметить, что в практике работы крупных американских корпораций достаточно широко применяются и другие варианты организации управления инновационными процессами. Так, один из них предусматривает относительно высокую степень обособления инновационной деятельности в части развития новых производств и расширения сфер бизнеса. Вместе с тем формы такого обособления также различны. Это связано со спецификой сложившихся производ-ственных и управленческих структур, стратегии развития, с характером и последствиями влияния на них внешних, прежде всего рыночных, факторов.

Такой подход был реализован корпорацией IBM, первоначально создавшей семь самостоятельных подразделений, целенаправленно проводивших комплексные экономические и научно-технические исследования наиболее выгодных для нее потенциальных рынков сбыта. Рациональное объединение различных продуктовых групп в супергруппы или сектора по принципу технологического единства, номенклатуры производственных товаров во многих случаях позволило:

• повысить степень координации и комбинирования различных аспектов инновационной деятельности в результате расширения технологических возможностей корпорации по конкретным продуктам;

• укрепить и усилить ее конкурентные позиции.

Поэтому в инновационной организационной структуре данного типа могут также создаваться централизованные службы НИОКР по выделенным супергруппам или секторам продуктов. Их основное назначение заключается в выявлении возможностей синергического использования имеющегося научно-технического потенциала производственных подразделений, обеспечение межфункционального взаимодействия производственных, научно-исследовательских, сервисных и других служб при передаче новых технологий в производство.

Во главе такой структуры стоит сильный исследовательский центр, сферу деятельности которого составляют, главным образом, фундаментальные и поисковые исследования.

Если у корпорации возникает необходимость в крупном продуктовом нововведении, то для его разработки, освоения и производства формируется специальная служба — центр развития сферы бизнеса, — получившая достаточно широкое распространение и положительно оцениваемая многими специалистами. В своей деятельности подобные образования могут «выходить» за рамки ранее сложившихся организационных структур и по мере необходимости задействовать соответствующих специалистов, рабочих, оборудование и ресурсы других подразделений корпорации. Глава центра имеет высокий статус в иерархии корпоративного управления и, следовательно, широкие полномочия, чтобы воздействовать на любые подразделения, участие которых требуется для решения поставленных задач. Приведенный пример отражает практику еще одной крупной американской компании 3М.

Показательным примером в области организации эффективного управления инновациями также считается опыт корпорации АТТ. В ней задачи перспективного, прежде всего научно-технического, развития решаются в подразделениях НИОКР. Затем для производственного освоения разработки передаются в филиалы компании.

Рассмотренные примеры, отражающие некоторые особенности применения наиболее известных организационных форм управления инновационными процессами в рамках реализации инновационной стратегии, относятся к первому из указанных выше способов организации производства инновационных продуктов и широко практикуются в крупных компаниях.

Средние и мелкие компании обычно применяют иные формы, к которым относят:

• создание новаторских продуктовых групп;

• формирование подразделений по развитию новых сфер бизнеса и т. п., относящихся к венчурной форме.

Их преимущество состоит в том, что здесь изобретатель-новатор непосредственно участвует в реализации своей идеи и напрямую заинтересован в успехе этого процесса. Эти формы основаны на принципе сквозного управления инновациями, для которого наблюдается существенная экономия ресурсов и времени и упрощается процесс принятия решений.

Достаточно распространенной формой также является создание и развитие небольших фирм, которые зачастую оказывают решающее влияние на конкретную позицию основных компаний, отличительной особенностью которых является то, что они начинают свою деятельность практически с нуля и в начальный период времени не имеют каких-либо доходов. Как правило, они нацелены на разработку конкретного инновационного проекта, в который вкладываются все имеющиеся интеллектуальные, материальные, финансовые ресурсы — как собственные, так и привлеченные. Причем в большинстве случаев привлекаемые финансовые средства значительно превосходят собственные, а иногда и составляют весь объем потребности венчурной фирмы.

Очевидно, что основной риск в этом случае связан с возможностью безвозвратных потерь этих средств при неудачных проектах. Поэтому для таких фирм особенно важно выбрать правильное направление деятельности, оценить практические потребности производства и свои потенциальные возможности в конкретном нововведении и заинтересовать инвесторов, с тем чтобы избежать жесткого «естественного» отбора в сфере венчурного предпринимательства.

В странах с развитой рыночной экономикой финансирование перспективных венчурных фирм — одна из важных государственных задач, так как они обеспечивают наибольшую прибыль на совокупные инвестиции в инновационную сферу по сравнению с внутренними венчурами крупных компаний.

В мировой практике организации управления инновациями достаточно широко известен опыт деятельности японских фирм. Принцип создания самостоятельной службы НИОКР с широкими полномочиями руководителя, например, был реализован в «Сумимото электрик индастриз». Эта служба охватывает функции центральной лаборатории при проведении фундаментальных и поисковых исследований, функции научно-технических секторов производственных подразделений при проведении прикладных исследований и разработок, а также функции отдела разработки новых видов продукции, корпоративного центра научно-технической информации, отдела планирования развития корпорации. Руководит данной структурой генеральный менеджер совместно с советом НИОКР, члены которого координируют исследования в отдельных сферах бизнеса.

Особенностью японских компаний в области управления инновациями является приоритетность производственной фазы инновационного процесса, изначальная нацеленность исследований на массовое производство нового продукта. Следствием этого можно считать японскую систему подготовки и использования инженерно-технических и управленческих работников и исследователей непосредственно для производственных подразделений.

Одной из форм интеграции интересов различных по характеру основной деятельности субъектов в инновационной сфере являются научно-технические парки, технополисы, инновационные центры и т. д., которые впервые появились в 1950-е гг. в США. Как правило, центром такого парка, вокруг которого формируется вся научно-исследовательская инфраструктура, является авторитетное учебное заведение, имеющее большой вес в научном мире, солидную базу для проведения глубоких научных исследований и высокий научно-педагогический потенциал. Обычно в этой роли выступают крупные университеты.

Понятие научно-технического парка включает в себя не только сеть научно-исследовательских фирм, организаций, учебных заведений, лабораторий, промышленных объектов и т. п., произвольно расположенных по отношению друг к другу, но и отведенную им территорию, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводительные затраты времени.

Характерной чертой формирования научно-технических парков развитых стран является деятельное участие в этом местных региональных органов власти. Это происходит в различной форме, однако государственные органы управления и руководство компаний и фирм, заинтересованные в создании научно-технических парков, оказывают им всестороннюю помощь. Одним из видов этой помощи является формирование и реализация в рамках государственной инновационной политики национальных программ развития научно-технических парков.

Отличительной чертой инновационных центров является включение в их сферу деятельности мероприятий по поддержке и оказанию необходимых видов организационных, информационных, технических услуг новым мелким фирмам в период их становления. В результате создается основа для привлечения новых средств, научного и производственного потенциала в сфере высоких технологий на примерно равных стартовых условиях.

Все это позволяет судить об основных направлениях и формах организации процесса выбора и реализации инновационной стратегии в управлении организациями с учетом особенностей и возможностей внешней среды.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
15.3 Типология инновационных стратегий

Текущая тема:
» 15.4 Основные тенденции и формы управления инновациями в организациях

Следующая тема:
16.1 Выбор инновационной стратегии


поиск по сайту




Angular
Графический дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024