Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 5.3 Модель информации в управлении экономическими объектами

5.3. Модель информации в управлении экономическими объектами

Концепция полной модели информации базируется на использовании структур, отражающих следующие аспекты информации: семантический — S, синтаксический — G, прагматический — Р. Сформулируем основные положения данной модели в виде системы аксиом.

Исходные элементы модели. Пусть J — информационное пространство, содер-жащее совокупность любых элементов информации i,i ∈ J. Структуры S, G, P характеризуют соответственно семантический, синтаксический и прагматический аспекты информации J.

Введем следующие определения. Синтаксический аспект информации G отражает отношение сигналов, знаков, сообщений и т. д. друг к другу, т. е. определяется характеристиками материального носителя информации. Семантический аспект информации S отражает соотношение между знаком, обозначающим некоторый объект (денотат), и выражаемым этим знаком смыслом (концепт). Прагматический аспект информации P отражает отношение потребителя к получаемой информации.

Условия и требования, которые необходимо учитывать при построении адек-ватной модели семантической информации, включают следующие:

1) семантическая информация должна опираться на развитое представление о смысловом содержании текста как материальном носителе информации;

2) рассмотрение семантического аспекта вкупе с прагматическим, в том смысле, что актуализация потенциального смыслового содержания информации происходит лишь в процессе ее восприятия.

Но в силу того что смысловое содержание потребитель воспринимает на материальном носителе информации, необходимо вводить в рассмотрение наряду с се-мантическим, прагматическим и синтаксический аспект информации.

На основании вышеизложенного сформулируем следующий вывод. Структура модели полной информации необходимо включает в себя семантический (S), прагматический (P) и синтаксический (G) аспекты информации. Они самостоятельны и находятся в неразрывной связи друг с другом. Данные аспекты можно выделены лишь в абстракции. Если обозначить J как полную информацию, то на основании сказанного имеем:

Формально можно представить S, G, P в виде соответствующих подпространств в J. Элемент S задает семантическую характеристику аспекта S, описывающую элемент i информационного пространства J. Соответственно g обозначает синтаксическую характеристику, р — прагматическую. Пусть элемент is — совокупность законченных, семантически значимых описаний некоторой управленческой ситуации x ∈ X, is ∈ S.

Тогда каждому элементу is ? S можно поставить в соответствие элемент ig из синтаксического пространства G. Для актуализации соответствующей пары (is, ig) соотнесем ей элемент p из Р — прагматического пространства. Тогда тройка {is, ig , ip} определяет элемент i информационного пространства J.

Сформулируем основные положения модели полной информации в виде системы аксиом, описываемых на языке модального исчисления предикатов. Синтаксис системы описания включает как классические кванторы и операторы (∀ — всеобщности, ∃ — существования, ∧ — и, ∨ — или, ⌉ — отрицание, → — импликация, ↔ — равнозначность), так и неоклассические, отражающие динамику модели(⊥ — оператор взаимодействия, π — модальный оператор «возможности», Ο — модальный оператор «необходимости», |? -оператор выделения, ◊ → — квантор «только» и др.).

Аксиома 1. Определим единичную информацию как элемент информационного пространства:

где is — элемент семантического представления (СемП); ig — элемент синтаксического представления (СинтП); ip — элемент прагматического представления (ПрагмП); iγ — элемент описания семантического представления (СемО).

Аксиома 2. Существование описаний:

Аксиома определяет для любых единичных СемП и СинтП существование СемО, имеющего значение в определенном аналитическом контексте.

Аксиома 3. Восприятие информации (прагматическая актуализация информации потребителем):

где u ∈ U — некоторый информационный образ исследуемой ситуации из множества информационных образов U; c ∈ C — подмножество множества целей экономического объекта, достижимых с использованием данной информации. Для любого СемО (текст или др.) взаимодействие с элементом ПрагмП может образовать информационный образ, с помощью которого можно достичь некоторой цели (или совокупности целей) С.

Аксиома 4. Информационная метрика.

Утверждение. Существуют пути «сжатия» (семантической обработки) инфор-мации до информационного образа U такие, что оценка информационного образа не хуже оценки априорной информации ig:

где →R+ — множество действительных чисел; q(i) — мера информации.

Тогда:

где qu = q(U) — оценка информационного образа анализируемой ситуации. Данная аксиома гласит, что для любого описания информационные образы, соответствующие разным целям K, M ⊆ C, K ≠ M, имеют разную оценку.

Аксиома 5. Информационная многозначность:

Любые семантические элементы информации, имеющие разные оценки, могут быть быть выражены одной и той же информацией i.

Аксиома 6. Информационная синонимия:

Множества информации, имеющие одинаковые оценки q, могут выражать один и тот же смысл.

Аксиома 7. Информационный поток.

Пусть некоторая управленческая ситуация Х разбита на множество элементов х ∈ Х, Х = {x1, x2,..., xn} и каждый элемент хj,j=1, n генерирует одну семантическую единицу sj. Тогда:

Данная аксиома показывает, что информационный поток i состоит из совокупности информационных образов:

Метрика потока необходимой информации состоит из совокупности мер единиц информации, составляющих поток i. При этом в качестве системы метрик можно использовать комплекс характеристик информации, отражающий все аспекты информации:

• полезность;

• ценность;

• своевременность;

• достоверность;

• количество;

• старение и др.

Указанный комплекс характеристик может в дальнейшем использоваться для оценки информационного обеспечения управления подсистемами экономического объекта и качества предоставляемой информации.

Хотя вышеприведенная система аксиом не имеет строгой формализации, все же она выражает основные естественные требования к информации в процессах управления и объективные условия ее существования.

Для оценки и интерпретации системы характеристик и определения условий и требований на предоставляемую отчетность рассмотрим структуру полной модели информации в процессах управления предприятием.

На основании приведенной системы аксиом (5.4-5.11) рассмотрим динамику модели более подробно.

Пусть некоторая управленческая ситуация х ∈ Х генерирует s-информацию, т. е. смыслы s ∈ S, S ⊂ J. Под воздействием s-информации образуется канал взаимодействия s- с q-информацией, q ∈ G, G ⊂ J. Тогда пара (s, q) ⊆ [S ≥ G] определяет (s, q)-информацию, соответствующую потенциальному информационному образу (ПИО).

Определение. Назовем (s, q)-информацию потенциальной информацией и обозначим ее через γ-информацию, где γ ∈ SG, SG ⊆ J. При наличии р-информации (p ∈ P, P ⊆ J) через канал передачи осуществляется процесс взаимодействия с p-информацией. Результатом взаимодействия является формирование u, u ∈ U. Описанный процесс представляет собой некоторую схему движения информации, представленную на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Схема движения информации: 1 — канал передачи информации, 2 — семантический канал

Здесь мы сознательно применили термин «движение», а не «передача», так как передача информации соответствует более узкому процессу коммуникации, скорость которого не зависит от сложности информации, а определяется лишь средствами передачи и формой сигнала. Движение же есть процесс, зависящий как от сложности информации (s-информации), ее структурной организации (γ-информации), так и от уровня развития систем (соответствующей р-информации).

Синтез представленной модели с учетом коммуникационных процессов для экономических объектов дает развернутую модель движения информации, показывающую этапы ее преобразования от источника до потребителя (приемника информации) (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Модель движения информации

Таким образом, модель отражает процесс движения информации от источника, генерирующего информацию о некоторой ситуации Х, до потребителя этой информации (лицо, принимающее решения, — ЛПР). В процессе своего движения на каждом этапе модели происходит преобразование информации, причем на этапах 1-3, 5-7 выполняется преобразование формы (γ-аспекта), на этапе 4 — преобразование смысла (s-аспекта), на этапах 8-10 — актуализация (преобразование p-аспекта).

В процессе движения на каждом этапе коммуникационных процедур формируется спектр характеристик, отражающих соответствующий аспект информации, а в совокупности — отражающих качество предоставляемой информации.

Сформулируем понятие качества информации.

Определение. Качество информации есть совокупность свойств и признаков информации, обусловливающих ее пригодность удовлетворять в той или иной мере информационные потребности для управления экономическим объектом.

Тогда если Q есть мера качества информации, то QS, QG, QP — меры соответствующих аспектов информации, и тогда:

Следовательно, Q есть центральная мера (интегральный критерий) структурно-полной модели информации. Синтез и исследование свойств и характеристик подробно описаны в работе и представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1 Перечень информационных характеристик и их область определения

Краткая дефиниция системы характеристик дает следующее.

Полезность информации (β) определяется степенью ее влияния на управленческие решения и степенью пригодности для пользователя (преимущественно прагматический аспект) для решения именно данной задачи, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решения банка о выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятию-контрагенту такая ин-формация не требуется.

Уровень полезности информации может быть различным не только в зависимости от ее содержания, но и в основном от типа пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие полезности можно трактовать достаточно широко, связывая ее с такими характеристиками, как достоверность, точность и полнота описания, своевременность и др. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет часть своих качеств и требует иных подходов при формировании решений, основанных на нечеткой или неопределенной информации.

Достоверность информации (δ) (табл. 5.1) исходит из наличия факторов, снижающих ее как на семантическом (ошибки в содержательном описании — обычно вторичные и другие источники), так и на синтаксическом (ошибки преобразования одной формы представления в другую) уровне. Но есть оценка достоверности и на прагматическом (ошибки актуализации информации потребителем) уровне информационного описания ситуации — это означает, что она должна адекватно отражать событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.

Полнота информации ( ζ) определяется наличием в ней всех необходимых элементов семантической структуры и отношений между ними при описании ситуации. Вместе с тем информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Неполнота предоставляемых сведений может привести к принятию неоптимального или неверного решения.

В некоторых исследованиях встречается такая характеристика, как «своевременность». Показатель своевременности обычно определяется временем поступления информации, по истечении которого она теряет смысл для данного конкретного применения в менеджменте. Под потерей смысла подразумевается утрата полезности, которую приносит информация для задач принятия решений. Однако необходимо иметь в виду, что соответствующая и вовремя доставленная информация имеет полезность для решения иных задач и иными пользователями. Тем самым данная информационная характеристика относится к категории потенциальной информации (SG) и является композиционной составляющей характеристики старения (к), отражающей несоответствие содержания информации отображенной в ней структуре источника. Сам же показатель старения отражает постепенное увеличение несоответствия структуры и свойств информационного описания целям его использования. Это означает, что чем меньше времени прошло с момента события до момента его отражения в различных источниках информации, тем большую прагматическую полезность и ценность эти данные представляют для пользователя.

Например, информация об изменении курса акций 10 дней тому назад менее полезна для инвестора, чем тот же вид информации, но за предыдущий день, перед моментом покупки. Существуют способы учета степени старения информации, при ее использовании для принятия решений в зависимости от момента ее возникновения: так, например, в процессе расчетов «старые» данные используются с корректирующим коэффициентом (например, индексируются, экстраполируются при прогнозировании курсов акций).


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
5.2 Модель представления информации в процессе организационных коммуникаций

Текущая тема:
» 5.3 Модель информации в управлении экономическими объектами

Следующая тема:
6.1 Проблемные ситуации и их характеристики



поиск по сайту




В  В 


Наверх




© study-i.ru 2012-2017