Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 12.3.2 Механизм формирования гарантий инвестиций

12.3.2 Механизм формирования гарантий инвестиций

Инвестиционный климат в России, как показывает анализ инвестиционных рейтингов, характеризуется исключительно высокими и разнообразными рисками, сопутствующими инвестициям в реальный сектор экономики. Одним из основных условий защиты региональных инвестиций является создание национальной системы гарантий для снижения рисков.

Для регионального уровня характерны страхование инвестиционных некоммерческих рисков и создание гарантийных и залоговых фондов. Во многих случаях такие фонды не имеют законодательного оформления и функционируют на основании распоряжений или постановлений администраций субъектов Федерации.

Как известно, инвестиционная активность представляется как функция инвестиционной привлекательности, которая в свою очередь определяется воздействием двух групп факторов, одна из которых формирует инвестиционный потенциал, вторая — инвестиционные риски. Очевидно, что чем выше инвестиционный потенциал региона и ниже уровень региональных инвестиционных рисков, тем выше его инвестиционная привлекательность.

Результаты исследования инвестиционного климата России показывают, что на одном полюсе инвестиционного пространства страны четко позиционировались регионы, которые, используя свою высокую инвестиционную привлекательность, т. е. больший инвестиционный потенциал и/или наличие меньших инвестиционных рисков, смогли обеспечить (даже в условиях глубокого общероссийского ин-вестиционного кризиса) рост объемов капитальных вложений либо ограничение спада инвестиций (города Москва, Санкт-Петербург, республика Саха (Якутия), Татарстан, Коми, Самарская, Свердловская области и др.). Для этой группы регионов характерны достаточная социально-политическая стабильность и относительно низкий, по российским меркам, уровень инвестиционных рисков.

На противоположном полюсе инвестиционного пространства России сформиро-валась многочисленная группа регионов с низкой и очень низкой инвестиционной привлекательностью, которая обусловлена, главным образом, высоким уровнем региональных инвестиционных рисков (республики Алтай, Тыва, Читинская, Пензенская, Брянская области и др.). Между этими двумя крайними группами находятся все остальные регионы РФ, инвестиционная ситуация в которых характеризуется промежуточными показателями.

Если главной целью государственной инвестиционной политики РФ можно считать создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего росту инвестиционной активности, т. е. масштабному вовлечению в инвестиционный процесс отечественных частных инвесторов и привлечению иностранных инвестиций в основной капитал, то одним из основных ее направлений должно стать создание общенациональной системы гарантирования частных инвестиций как действенного средства их защиты от региональных инвестиционных рисков.

Для формирования системы гарантирования (защиты) частных инвестиций на региональном уровне необходимо различать две группы рисков: коммерческие и некоммерческие, поскольку государственная инвестиционная политика по-разному влияет на эти виды рисков.

Коммерческий инвестиционный риск является разновидностью риска предпринимательской деятельности и связан с особенностями инвестирования инвестиционного проекта или особенностями рыночных условий его реализации. В целом, эти риски проявляются лишь на уровне предприятий, корпораций и не имеют макроэкономической и региональной форм. Государство может лишь опосредованно влиять на снижение коммерческих рисков средствами экономической политики (тарифным, таможенным, акцизным, налоговым и ценовым регулированием). Изменение параметров экономической политики определяет потенциальную доходность инвестиционных проектов, вследствие чего изменяются и границы их устойчивости, а в конечном итоге переоценке подлежит и коммерческий риск, связанный с осуществлением этих проектов. Объектом же государственного гарантирования в этой категории рисков могут выступать инвестиционные риски инновационного характера по проектам, относящимся к стимулируемым направлениям государственной научно-технической и промышленной политики.

Под некоммерческим риском понимается разновидность риска предпринимательской деятельности, связанной с инвестированием, проистекающего из воздействия внешних по отношению к инвестору общегосударственных (макроэкономических) и региональных условий инвестирования. В традиционном понимании к некоммерческим рискам относится: угроза потери инвестиций и прерывания деятельности фирмы в результате войн, стихийных бедствий, действий органов власти, препятствующих нормальному осуществлению инвестиционной деятельности.

Региональные инвестиционные некоммерческие риски, проистекающие из особенностей региональных политических, социальных и экологических условий инвестиционной деятельности, различны для каждого региона, но внутри него в равной степени влияют на вероятные результаты осуществления всех инвестиционных проектов. Последовательное снижение общего уровня региональных некоммерческих инвестиционных рисков способно стать весомым фактором повышения уровня инвестиционной активности. Поэтому для снижения рисков необходимо создание организационно-экономического механизма, составляющим элементом которого является система гарантирования инвестиций, базирующаяся на следующих принципах:

• включение всех доступных для использования на региональном уровне механизмов гарантирования инвестиций, участие в их функционировании наиболее полного круга агентов, располагающих для этого качественно разнородными по источникам формирования ресурсами;

• равные условия участия в гарантировании инвестиций как внутренних государственных и негосударственных, так и внешних агентов гарантирования;

• равные права доступа к различным ресурсам и агентам гарантирования (как внутренним, так и внешним) для отечественных инвесторов, а также равные условия доступа для отечественных и иностранных инвесторов к ресурсам гарантирования, создаваемым за счет государственных средств и имущества федерального и регионального уровня;

• нормативно-методическая регламентация доступа отечественных и иностранных инвесторов к ресурсам гарантирования, создаваемым за счет государственных средств и имущества, при максимальном информационно-методическом и организационном содействии доступа всех инвесторов к ресурсам гарантирования, образуемым за счет иных внутренних и внешних источников;

• возможность дифференциации размеров предоставляемых инвесторам гарантий в зависимости от уровня некоммерческих региональных рисков и уровня коммерческих рисков инновационно-организационного характера по проектам, относящимся к стимулируемым направлениям инвестиционной деятельности.

Структурная схема формирования региональной системы гарантирования инвестиций представлена на рис. 12.14.

Рис. 12.14. Модель системы гарантирования инвестиций

Схема построена по принципу выделения следующих системообразующих элементов:

• механизм предоставления гарантий;

• агенты, реализующие механизм гарантирования;

• характер и источники используемых ресурсов;

• формы предоставления гарантий.

Следует отметить, что каждая из вертикальных связок схемы гарантирования инвестиций на региональном уровне (рис. 12.14) отображает частный механизм функционирования качественно обособленных (в зависимости от характера используемых ресурсов) агентов гарантирования, а каждая из горизонтальных связок — частный механизм взаимодействия агентов по поводу использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. Приведение в действие всех этих механизмов предполагает определение статуса каждого из агентов, регламента его деятельности (регламента образования, использования и восполнения имеющихся в его распоряжении ресурсов, объединения их с ресурсами других агентов), порядка обращения к нему за получением гарантий (требований к составу и содержанию представляемых документов). Поэтому данную схему можно рассматривать в качестве удобной организующей системы ориентиров для последовательного заполнения данного поля нормативными, методическими и информационными материалами, поиска и использования продуктивных аналогий, соблюдения методологического единства реализуемых подходов.

В регионах целесообразно применять следующие механизмы гарантирования инвестиций:

• региональный (внутренний) механизм — с использованием только внутренних источников и агентов гарантирования;

• внерегиональный механизм (внешний) — с использованием внешних источников и агентов гарантирования;

• смешанный механизм — с использованием как внешних, так и внутренних агентов и источников.

В механизме регионального управления агентами гарантирования могут выступать органы государственной власти, а также негосударственные и смешанные региональные организации по страхованию и гарантированию инвестиций.

Во внерегиональном механизме агентами гарантирования должны быть федеральные органы государственной власти. Кроме того, в этом могут участвовать также иностранные государства и различные международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР), иностранные национальные и международные гарантийные организации (ОПИК, МИИГА).

В смешанном механизме в качестве агентов выступают одновременно региональные и федеральные органы государственной власти РФ.

Для каждого из приведенных механизмов гарантирования используются различные источники предоставления гарантий.

Основными потенциальными источниками предоставления гарантий для регионального механизма являются:

• бюджет развития субъекта (или специальная статья в региональном бюджете);

• региональный гарантийно-залоговый фонд;

• собственные и привлеченные средства региональных агентств по страхованию и гарантированию инвестиций.

Еще одним вариантом страхования от некоммерческих инвестиционных рисков является сотрудничество с крупными международными организациями, специализирующимися на предоставлении гарантий и страховании инвестиций, например, с многосторонним международным агентством по гарантиям инвестиций (МИИГА), действующим под эгидой Всемирного банка. Несмотря на то что дальнейшее развитие сотрудничества в области гарантирования инвестиций следует рассматривать как важное направление совершенствования внерегионального механизма гарантирования инвестиций в субъектах РФ, масштабы деятельности международных страховых организаций для стран с высокой степенью риска вложений (к каким относится Россия) несопоставимо малы по сравнению с потен-циально необходимыми объемами инвестиций в экономику РФ.

Более перспективный механизм гарантирования инвестиций — смешанный, предполагающий одновременное участие федеральных и региональных органов государственной власти в качестве агентов гарантирования инвестиций. Функционирование смешанного механизма целесообразно в первую очередь осуществлять путем использования условий проектного финансирования инвестиций, а именно — по соглашениям о разделе продукции (СРП) и по концессионным до-говорам.

В общепринятый в странах в механизм СРП автоматически встроены гарантии возврата долгосрочных кредитов и собственных средств частных инвесторов, минимизация инвестиционных рисков при одновременном соблюдении правовых и экономических интересов владельца недр или ресурса. В России это Федеральное государство и субъект Федерации, на территории которого расположено соответствующее месторождение или иной ресурс. Источником предоставления гарантий возврата инвестиций в механизме СРП является производимая в ходе реализации инвестиционного проекта продукция, которая находится в распоряжении инвестора. Он производит в соответствии с СРП разделение продукции на две части. Первая — компенсационная (компенсируются затраты) — полностью остается в распоряжении инвестора. Вторая — прибыльная, одна доля которой идет инвестору, вторая — собственнику недр или инвестиционного ресурса.

В результате формирования регионального (внутреннего), смешанного механизмов гарантирования в субъекте РФ инвесторы смогут получить гарантии различных видов:

• прямые гарантии органов государственной власти РФ и региональных агентств по страхованию инвестиций;

• косвенные гарантии (поручительства) органов государственной власти субъекта РФ;

• встроенные гарантии, предусмотренные условиями проектного финансирования инвестиций (по соглашениям о разделе продукции и концессионным договорам).

Результатом функционирования внерегионального механизма гарантирования инвестиций в различных субъектах должна стать возможность получения инвестором: прямых гарантий федеральных органов государственной власти РФ, международных финансовых институтов и гарантийных агентств; косвенных гарантий органов государственной власти РФ и иностранных правительств для реализации перспективных региональных инвестиционных проектов.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
12.3.1 Тенденции развития региональной инвестиционной политики

Текущая тема:
» 12.3.2 Механизм формирования гарантий инвестиций

Следующая тема:
Введение


поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017