Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 6.5 Классификация задач принятия решений и методы их решения

6.5. Классификация задач принятия решений и методы их решения

Классификация задач принятия решений. Задачи принятия управленческих решений группируются в зависимости от набора некоторых классификационных признаков. Задача классификации, в свою очередь, позволяет выделить для группы однородных задач наиболее эффективные методы их решения, в частности оптимальные методы принятия решений в различных управленческих и производственных задачах.

Сама процедура классификации сводится к ограничению выбора для конкретной задачи. Для этого и используется ряд классификационных признаков. Существует несколько различных подходов к классификации задач принятия решений (ЗПР), использующих различный набор классификационных признаков.

Однако большинство из них опираются на следующие факторы группировки: характер субъекта (ЛПР), содержание ЗПР, количество целей, влияние времени, значимость решений и др.

В свою очередь, каждый из классификационных признаков включает несколько вложенных параметров кластеризации ЗПР. Общая схема классификации ЗПР приведена на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Общая классификация задач принятия решений

Признак характер субъекта задачи принятия решений описывает степень его информированности о проблемной ситуации (ПС) в экономической системе и конкретном типе ЛПР.

По информированности руководителя (ЛПР) о состоянии экономической системы и развитии ПС, задачи ПР разбиваются на:

• задачи, решаемые в условиях полной определенности, когда известны все составляющие и характеристики ПС. Здесь понятие определенности характеризуется полнотой и достоверностью информации для принятия решений. В таких задачах нет необходимости доопределять S0 гипотетическими ситуациями (S1, S2, ..., Sn). Цели и ограничения определяются в виде целевых функций и неравенств. Функция предпочтения обычно совпадает с целевой функциейf, т.е. П = f, если цель одна. Если целей несколько, тоf функционально зависима от целевых функций. Возможно построение формальной математической модели метода оптимизации (множество программ, динамика программ и пр.). К таким, определенным задачам относятся: задачи размещения ресурсов, назначения работ, управления запасами, транспортные и др.;

• задачи, решаемые в условиях вероятностной определенности (риска). Обычно это стохастические задачи, когда известны лишь статистические данные о факторах, влияющих на выработку решений. Решение таких задач формируется на базе теории статистических решений. Здесь некоторая полнота учитывается вероятными характеристиками некоторых событий. Обобщенным критерием оптимального решения здесь является средний риск, поэтому он называется задачами ПР в условиях риска для простейших случаев технических и экономических систем.

• задачи, решаемые в условиях неопределенности, когда отсутствует полная информация о факторах и характеристика ПС или информация характеризует ситуацию с некоторой степенью нечеткости, размытости. Наиболее типичны для задач управления в экономических системах. Характерны большая неполнота информации, малая достоверность, сложные взаимосвязи между факторами. Основную роль в принятии решений здесь играют не формальные методы, а ЛПР, работающее в связке с системой поддержки приня-тия решений;

• задачи, решаемые в условиях стратегической неопределенности, с активным противодействием внешней или внутренней структуры экономической системы. То есть в таких задачах необходимо учитывать влияние на исход решения лиц, преследующих противоположные общесистемным или неизвестные цели.

По типу ЛПР, участвующих в решении задачи, различают:

• задачи индивидуального выбора, когда решения формирует и принимает отдельный субъект — лицо, принимающее решение (руководитель, главный специалист или др.), наделенное полномочиями и ресурсами для принятия решений в соответствующей сфере и на соответствующем этапе процесса управления;

• задачи группового выбора, когда в качестве ЛПР участвует группа менеджеров или консультантов-специалистов по конкретным проблемам.

По степени используемой информации задачи могут быть сгруппированы в виде:

• задач, решаемых на основе априорных данных;

• задач, решаемых на основе апостериорных данных.

Задачи первого типа характерны для вполне определенных проблемных ситуаций, так как для их решения используется достоверная (априорная), точная, заранее известная информация.

В условиях неопределенности априорной информации недостаточно, поэтому для ее пополнения необходимо доопределить исходную ситуацию проведением эксперимента, который и дает апостериорную информацию.

По количеству целей, стоящих перед ЛПР при решении задачи ПР, они разбиваются на:

• однокритериальные задачи (скалярные задачи), в которых сформулирована только одна цель (критерий), относительно которой решается задача;

многокритериальные задачи (векторные), в которых в качестве цели решения выступает несколько критериев, достижение которых для эффективного решения задачи должно быть одновременным.

По степени воздействия на решение задачи фактора времени они разбиваются на:

статические задачи, в которых время принятия решения не играет большой роли;

динамические задачи, эффективность решения которых зависит от времени, выделяемого (имеющегося) на решение. В свою очередь, динамические задачи можно разделить по длительности воздействия времени на:

- долгосрочные, рассчитанные на весь период существования проблемы;

- среднесрочные, которые должны осуществиться в недалеком будущем;

- краткосрочные, которые выполняются в течение короткого периода времени.

По степени структуризации элементов проблемной ситуации выделяют:

хорошо структурированные задачи, в которых зависимости между факторами ПС определены количественно;

неструктурированные задачи, в которых невозможно задать количественные зависимости между факторами (признаками) в описании задачи;

слабоструктурированные, т. е. смешанные задачи с количественно и качественно определенными признаками.

Под структурированными задачами здесь понимаются задачи принятия решений, обладающие следующими свойствами:

• переменные определены в виде скалярного или векторного числового значения;

• цели определяются единственной, четко выраженной целевой функцией;

• можно построить четкий алгоритм решения.

На практике руководителю высшего уровня управления почти всегда приходится иметь дело со слабоструктурированными или неструктурированными задачами принятия решений, а именно такие возникают в практике менеджмента стратегическими процессами в экономических системах.

По характеру различаются следующие виды управленческих решений:

перспективные (стратегические), определяющие главные направления развития организации;

текущие (тактические), которые предусматривают достижение более частных целей;

оперативные (регулировочные), направленные на восстановление изменение) пропорций, устранение отклонений в функционировании организации и отдельных ее частей и т. п.

По жизненному циклу существования проблемы можно выделить решения:

диагностические, рассчитанные на решение задач исследования и оценки показателей, диагностирующих уровень кризисного состояния предприятия;

перспективные, решающие задачи устранения причин возникновения проблем;

текущие, решающие задачи текущего управления;

прогнозные, решающие задачи прогнозирования развития проблемной ситуации.

По степени охвата функций управления различаются решения:

общие, охватывающие всю управляемую систему;

локальные — отдельных подразделений организации (цехов, участков, производств, отделов, служб);

тематические, относящиеся к конкретным функциям управления.

Управленческие решения иногда классифицируют по принадлежности их к директивным, нормативным или косвенным решениям.

Директивные решения принимаются на высшем уровне управления фирмой и являются обязательными для исполнения.

Нормативные, принимаемые на всех уровнях управления организацией, оформ-ляются в виде приказов, распоряжений. Они не содержат альтернативы.

Косвенные решения носят стимулирующий характер и способствуют изменениям в работе фирмы при помощи совершенствования инструментального обеспечения управления — экономических, финансовых, правовых, социальных и других рычагов.

Сами управленческие решения, которые вырабатываются внутри экономических систем, направленные на устранение проблемной ситуации, могут быть сгруппированы с наиболее общих позиций следующим образом:

1) управленческие решения, направленные на изменение скорости процессов и явлений, происходящих в экономических системах;

2) управленческие решения, направленные на изменение направления процессов и явлений, происходящих в экономических системах;

3) управленческие решения, направленные на изменение содержания процессов и явлений, происходящих в экономических системах.

Управленческие решения первого типа обычно вызываются нарушениями взаимодействия элементов экономической системы из-за сбоя хода управляемого процесса или диспропорции ресурсов. В частности, это могут быть решения, направленные, например, на уменьшение времени ремонта, повышение оперативности предоставления отдельных данных и др.

Решения второго типа формируются в связи с дисбалансом целей или нарушением взаимодействия элементов экономической системы, находящихся на разных уровнях иерархии, или элементов одной коалиции (т. е. произошло рассогласование целей в структуре системы связок типа: элемент—элемент одной коалиции, элемент—элемент разных уровней, элемент—система). Примерами таких решений могут быть решения, направленные на изменение некоторых количественных параметров процессов, а также введение в рассмотрение некоторых новых факторов, значение которых необходимо учесть.

Решения третьего типа характеризуются невозможностью разрешения проблемной ситуации в существующих условиях из-за случившегося дисбаланса содержания фактического состояния и планируемого, и требуется изменение содержания протекающих процессов, адаптация их к конкретным условиям. При этом требуется новая информация для проведения анализа ситуации и выработки эффективного решения.

Такие решения вызываются в основном уровневым несоответствием проблемы и условиями ее разрешения. К решениям такого типа можно отнести изменение стратегии фирмы в области инвестиций, в области производства продукции и др. Данная классификация дана в табл. 6.3.

Таблица 6.3 Классификация управленческих решений

Вне зависимости от указанной классификации по направлению, управленческие решения можно разделить также по целому ряду признаков, характеризующих различные аспекты процедур принятия решений:

• цель управленческого воздействия;

• охват цели деятельности;

• область деятельности;

• охват области деятельности;

• иерархия управления;

• функциональная направленность;

• глубина воздействия;

• организационная форма исполнения;

• степень повторяемости;

• степень коллегиальности;

• методы разработки;

• условия разработки.

По такому классификационному параметру, как цель воздействия управленческого решения, они подразделяются на решения, направленные на: выполнение плана производства и поставок продукции; обеспечение качества продукции; повышение эффективности использования ресурсов; совершенствование технологического уровня производства; оздоровление окружающей среды; минимизация издержек; обеспечение необходимого уровня прибыли и др.

По охвату цели деятельности решения принято делить: на одноцелевые, характеризующиеся наличием одной (из вышеперечисленных или других) целью; многоцелевые, характеризующиеся необходимостью одновременного достижения не-скольких разнородных целей.

По области деятельности можно выделить следующие управленческие решения: технические, связанные с изменением конструкции изделий; технологические, связанные с улучшением технологии изготовления продукции; организационные, связанные с изменением порядка и структуры экономической системы; экономические, связанные с экономическими аспектами деятельности предприятий; социальные — охватывающие социальные аспекты деятельности экономического объекта.

По полноте охвата области деятельности решения можно разделить на: комплексные, или глобальные, охватывающие несколько уровней иерархии в системе или весь комплекс аспектов, характеризующие экономический объект; частные, или локальные, обеспечивающие решение отдельных задач или модулей.

По иерархии (уровню) управления, на котором формируются решения, можно выделить следующие группы: уровень руководителя экономической системы; уровень руководителя экономической подсистемы (например, завода в структуре производственного объединения); уровень руководителя структурного подразделения; уровень линейного руководителя (начальник участка, мастер, бригадир).

Функциональная направленность управленческих решений позволяет выделить: прогнозно-плановые решения, ориентированные на формирование прогнозов и проектов планов; организационные решения, направленные на совершенствование организации системы; аналитические, направленные на формирование процедур анализа ситуации; контрольные, направленные на совершенствование контрольных функций; учетные — для совершенствования функций учета деятельности экономической системы; регулирующие, направленные на совершенствование функций регулирования.

По глубине воздействия на проблемную ситуацию решения можно разделить на: стратегические, характеризующие глобальные воздействия; тактические, связанные с выбором и реализацией стратегий формирования решений; оперативные, связанные с формированием кратковременными воздействиями.

По организационной форме исполнения управленческие решения можно разбить на следующие группы: строго регламентированные, определяющие конкретных исполнителей, алгоритмы выполнения задания, методы и сроки реализации, задействованные ресурсы; гибкие решения, в которых описывается и конкретизируется только задание на выполнение; ориентирующие, в которых задается только общее направление деятельности.

По повторяемости управленческие решения можно разбить на: постоянные, повторяющиеся достаточно часто; периодические, вырабатываемые при периодическом появлении одной и той же проблемной ситуации; разовые, формируемые индивидуально для нештатных ситуаций, возникающих в экономической системе однократно.

По степени коллегиальности при выработке решений их можно разделить: на решения, вырабатываемые единолично (обычно это решения, которые не затрагивают принципиальных проблем в экономической системе); коллегиальные, или групповые, решения требуют наличия группы специалистов в области, соответствующей решаемой проблеме, или специальной подготовки; коллективные — ре-шения общего характера, формируемые в основном большим количеством заинтересованных людей (общие собрания, собрание акционеров и др.).

По методам разработки управленческих решений они могут быть разбиты: на эвристические, формируемые на основе большого опыта работы в данной сфере деятельности; формально-математические, основанные на формировании формальной модели варианта решения; интерактивные, вырабатываемые в результате взаимодействия ЛПР и системы поддержки принятия решений.

По условиям разработки управленческих решений их можно разделить: на решения, формируемые в условиях полной определенности; решения формируемые в условиях риска; решения, формируемые в условиях неопределенности.

Таким образом, приведенная выше классификация управленческих решений позволит более обоснованно выбрать методы разрешения проблемных ситуаций, адекватных разрабатываемым решениям.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
6.4 Модели обоснования и выбора управленческих решений

Текущая тема:
» 6.5 Классификация задач принятия решений и методы их решения

Следующая тема:
7.1 Предпринимательство и менеджмент


поиск по сайту




Angular
Графический дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024