Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 4.2 Исследование основных свойств и характеристик активных элементов структуры организации

4.2. Исследование основных свойств и характеристик активных элементов структуры организации

Для дальнейшего исследования рассмотрим основные характеристики АЭ организационной структуры. Термин активный элемент (АЭ) предполагает наличие у данного элемента некоторого механизма целеполагания и соответственно собственных целей, не всегда, кстати, совпадающих с целями системы в целом, и других составляющих структуры системы элементов. Обычно считают, что конкретные свойства АЭ в структуре организационной системы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние — это те, которые присущи только данному АЭ вне зависимости от его включения в какую-либо структуру, осуществляются в его субъективных пределах и не выходят вовне.

Внешние — это свойства, проявляющиеся в различных внешних связях между субъектами (элементами структуры). В процессе функционирования АЭ в составе некоторой организационной структуры внутренние свойства могут быть важнее и сильнее воздействовать на АЭ, чем внешние. Однако реальный эффект любых внешних воздействий наступает лишь тогда, когда внешнее для АЭ трансформируется во внутреннее, становится частью его интерсубъектного (внутреннего) и проявляется в дальнейших взаимодействиях как его собственное (интерсубъектное). При рассмотрении АЭ в системе взаимоотношений с другими элементами данной системы и внешними системами необходимо использовать интегральный подход, т. е. учитывать переход АЭ при выполнении некоторых функций и задач управления от внутренних критериев к внешним и наоборот при функционировании в составе какой-либо системы организационного управления.

При анализе свойств АЭ их обычно классифицируют по следующим направлениям: общей ориентации; функциональной направленности; значению. По первому признаку их можно разделить на социальные (общесистемные) и индивидуальные.

Социальные — такие свойства АЭ, которые ориентируют его в направлении других элементов системы (других АЭ) и побуждают к взаимосвязи с ними и осуществлении коммуникативных установлений этих взаимосвязей.

К индивидуальным обычно относят свойства внутреннего характера, которые накладываются на социальные, и в зависимости от их степени совпадения мобилизуют у АЭ свойство активности разной степени мощности.

Понятие активности предполагает наличие у АЭ некоторых активных средств, с помощью которых можно влиять на достижение своих целей. В качестве таких средств могут быть: информация, некоторые ресурсы или другие характеристики, реализуемые в процессе функционирования и влияющие на состояние и взаимосвязи элементов. В силу этих взаимодействий может изменяться не только состояние конкретного элемента, но и целевые состояния опосредованно связанных элементов в цепочке структуры, и всей системы в целом. Сам процесс целепола-гания включает в себя также воздействия внешней среды и внутренние факторы, отражающие потребности, мотивы, желания, интересы, цели и другие формирующие параметры цели. Так в работе [45] проводится обобщение классификации потребностей, используемых в качестве мотивации целеполагания, которые можно свести к следующим:

• социальные потребности по сферам жизнедеятельности, которые в свою очередь разделяются по объекту потребности и функциональной роли;

• потребности по уровню развития (от физических до интеллектуальных);

• мотивы деятельности: правовые, политические, нравственные, религиозные, научные и др.;

• общечеловеческие ценности: польза, истина, добро, смысл, порядок и др.;

• стимулы трудовой деятельности: материальные, моральные, престижные, творческие;

• интересы по сфере проявления: материальные, духовные, политические.

При формировании процесса целеполагания в иерархических системах, моделирующих организационные системы управления, учитывается различие в процедурах для элементов, относящихся к различным уровням иерархии. Приоритетом элементов высшего уровня является отношение предписывания, декретирования нижележащим элементам тех или иных общесистемные целей и действий. И хотя все элементы структуры наделены активными свойствами, степень активности изменяется в зависимости от занимаемого в иерархии уровня. Чем меньше уровень активного элемента, тем сильнее выражены свойства активности. К ним можно отнести следующие:

• АЭ лучше знает свои возможности, потребности и цели по сравнению с АЭ верхнего уровня;

• зная механизм функционирования и общесистемные цели, можно прогнозировать последствия принятия решений;

• АЭ действует целеустремленно с учетом будущих последствий принимаемых решений;

• АЭ целенаправленно улучшает свои характеристики и возможности, если гарантируется достижение значения индивидуальной функции эффективности выше, чем нормированное, т. е. φ(y) > φн(y).

Наличие в этих элементах активных средств и специфических свойств предполагает необходимость учета вектора собственных целей при формировании общесистемной цели. Невозможно получить общесистемную цель путем арифметического сложения системных и собственных целей. В результате их наложения возникает синергетический эффект, т. е. формируются различные варианты си-стемных ситуаций: от построения целей, обеспечивающих резкий рывок вперед, и до полного развала всей системы в целом.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к АЭ при функционировании в организационной системе управления. Отношения АЭ как элемента структуры реализуются путем формирования структурных элементов и распределения между ними ответственности, обязанностей, полномочий, прав, ресурсов управления.

Сформулируем совокупность определений, задающих дефиницию указанных отношений.

Определение 1: под отношением ответственности будем понимать предписание структурному элементу (АЭ) добиваться достижения общесистемных целей и санкции (штрафы, стимулы) за отклонения от этих процедур.

Определение 2: отношение обязанности представляет собой перечень конкретных действий, закрепленных элементами вышестоящего уровня иерархии за активными элементами нижестоящего уровня, для достижения общесистемных целей и формирования эффективных взаимоотношений с другими АЭ структуры или внешней средой.

Определение 3: отношение права АЭ, задействованного в организационной структуре управления, характеризует перечень разрешенных действий в проблемной области, в пределах которой АЭ самостоятельно пользуется соответствующими ресурсами и имеет возможность корректировки действий других элементов структуры.

В работе анализируются взаимоотношения между элементами организационной структуры и рассматриваются элементарные требования, которым должны удовлетворять отношения, сформулированные в вышеприведенных определениях.

Требования к отношениям ответственности предполагают: полноту отображения фактически существующих функций управления; оптимальность распределения функций по элементам в структуре системы; рациональное сосредоточение функций исключительно лишь с точки зрения критерия эффективности функционирования ОСУ.

Полнота отображения отношения ответственности предполагает выявление всех фактических функций управления и разбиения этого множества на совокупность задач. При этом, не следует допускать пересечения одних и тех же функций управления по горизонтали (по уровням иерархии), но возможно частичное перекрытие по вертикали (в пределах одного уровня). При распределении функций управления по вертикали необходимо учитывать максимальную степень сходимости отношения ответственности по этой линии. Относительно оптимальности распределения функций управления необходимо учитывать такие факторы, как специализация выполняемых функций, и унификация АЭ под выделенные функции управления.

Оптимальное сосредоточение отношения ответственности предполагает наличие минимальных устойчивых отношений элементов в системе, связанных распределенной функцией управления. При этом необходимо помнить, что одна функция управления может характеризовать одно логическое рабочее место в системе управления, но в физическом аспекте она может быть распределена на ряд АЭ в структуре системы по горизонтальному (вертикальному) принципу. Так же как, с другой стороны, один АЭ может исполнять несколько функций управления или их распределенных и закрепленных за ним частей функций или задач управления.

Требования по отношению обязанности сводятся к закреплению конкретных действий, вызванных наделением (распределением) АЭ соответствующими обязанностями, а также присвоения им некоторой части функций, требующих некоторой степени централизации действий, которая может выражаться в виде: полной или частичной централизации; полной или частичной децентрализации.

Требования по отношению прав заключаются в регламентации (с некоторой степенью нечеткости определения ограничений на права управления и их соответствие уровню иерархии системы управления), и использовании соответствующих ресурсов для выполнения право передаваемых функций управления. Использование некоторых ресурсов управления позволяет лицу, принимающему решения, влиять на другие элементы структуры, в том числе не задействованные в выполняемой функции. Распределение прав предполагает возможность определять результаты работы элементов, связанных с АЭ функциональными отно-шениями одного порядка, а также устанавливать отношения с внешней средой помимо вышестоящего уровня, если АЭ не является начальным звеном в распределенной функциональной связи. Для сведения к минимуму значения функции эффективности системы при наделении АЭ отношениями права необходимо задавать некоторые ограничения на права, и в частности соразмерять возможности АЭ и его ответственность, согласовывать с другими элементами, связанными распределенными пересекающимися функциональными отношениями.

Одним из важнейших факторов, определяющих качество функционирования АЭ в структуре системы, является образовательный уровень АЭ, выступающий, особенно в условиях гибких организационных систем управления, необходимой предпосылкой роста эффективности функционирования системы. Образование влияет на эффективность АЭ в нескольких аспектах: расширяет кругозор, разрушает стереотипы и способствует развитию личности, формирует новое общественное сознание.

Это влечет за собой сдвиг в мотивации и конкретных методах функционирования АЭ. Меняется отношение к выполняемым функциям и функциональному социуму, трансформируются критерии и цели в сторону общесистемных целей. Без соответствующего образовательного уровня невозможно освоение новых технологий управления, особенно связанных с постоянно меняющимися управленческими технологиями. Кроме образовательного уровня требуется соответствующий уровень личного потребления, которое создает условия для восстановления затраченных ресурсов, восстанавливает «духовное» здоровье. Значительный разрыв между потребностями и реальным потреблением служит причиной стрессов, угнетает личность АЭ, порождает неуверенность в будущем, создает дискомфорт, подавленность. Такой психологический диссонанс, вызванный недопотреблением, находит свое выражение в различных проявлениях, от социальной и тру-довой апатии до стихийного протеста. Все в конечном счете ведет к заметному снижению эффективности АЭ.

Таким образом, организационная структура системы управления как социальная система существует постольку, поскольку ее элементы связаны между собой устойчивыми внутренними и внешними отношениями, характеризующимися некоторым неустойчивым в силу активности и нечеткости действий АЭ равновесием между центром и АЭ.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
4.1 Моделирование гибких систем организационного управления

Текущая тема:
» 4.2 Исследование основных свойств и характеристик активных элементов структуры организации

Следующая тема:
4.3 Виды функциональных отношений в элементарных гибких структурах


поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017