Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Менеджмент » 6.2 Эффективность и качество управленческого решения

6.2. Эффективность и качество управленческого решения

Под эффективностью управленческого решения будем понимать способность экономической системы приносить эффект или достижение поставленных целей при выборе одного из множества альтернативных решений. С точки зрения экономической системы основными показателями эффективности могут служить:

• обеспечение более оперативного сбора информации и доведения решения до всех исполнительных органов;

• уровень контроля выполнения решения и оценка его качества;

• сокращение затрат ручного труда в сфере управления;

• снижение расходов на организацию управления;

• сокращение времени на процесс управления и выработку эффективных решений и др.

Для оценки эффективности управленческих решений построим модель принятия решений, на базе которой можно определить факторы, влияющие на качество и эффективность управленческого решения.

Модель принятия управленческих решений

При отклонении параметров экономического объекта (ЭО) в процессе управления от нормальных, для ЭО возникает проблемная ситуация (ПС). Для формализации процесса управления представим состояние экономического объекта через вектор параметров X = (X1, X2,..., Хn). На множестве параметров зададим некоторую оценочную функцию Ψ(X), которая бы позволила измерить и оценить параметры ЭО и их отклонение от нормы Δ:

где Δ — значение рассогласования между значением параметра от нормального, где

И если значение Δ превышает некоторое критическое значение δкр, Δi > δкр, то система может сойти с траектории, ведущей к цели С. То есть:

где So — проблемная ситуация.

Решение проблемной ситуации So ведет к изменению ее состояния и переходу к состоянию Sс (целевому состоянию, соответствующему цели С):

где T — ограничение на время перехода T; J — объем информации, требуемый для осуществления перехода; R — ресурсы.

Эти ограничения влияют на качество принимаемого решения RhS для перевода состояния So в состояние SС, которое, в свою очередь, зависит от следующих пара-метров процедур управления и принятия решений: качества используемой инфор-мации; степени оптимальности принимаемых решений Rh (учет закономерностей и особенностей функционировании экономической системы); своевременности решений; соответствия принимаемых решений действующему механизму и методам управления в ЭС; квалификации кадров управления; готовности к исполнению принятого решения и др.

Таким образом, качество принимаемого решения Rh зависит от ряда факторов:

1. Качества и количества различного вида ресурсов, выделяемых (имеющихся) для достижения целевого состояния Sс, т. е. R = {RC, RW}, где RC — постоянная, неизменяемая величина (оборудование, кадры, готовые изделия и др.); RW — переменная величина (ресурсы, относящиеся к изменяемому типу — деньги, материалы, сырье).

2. Различных стратегий (способов) использования ресурсов R.

3. Различных неуправляемых параметров (текучесть кадров, брак сырья, сбой оборудования, замена инструментов), определенных и неопределенных факторов (изменение и корректировка производственных планов; изменение норм и и нормативов и др.).

4. Различных результатов (исходов — последствий развития принятого решения), к которым могут привести выбранная стратегия и неуправляемые факторы.

5. Системы предпочтений, показывающих, в какой степени при различных исходах достигается цель С.

Тогда модель процедуры принятия решения Rh имеет вид:

где R — множество исходов; P — принятая система предпочтений; Y — множество решений проблемной ситуации и их последствий; X — множество возможных значений неуправляемых факторов; ψ — функция, связывающая решения X, и факторы ψ c некоторым исходом q из Θ (q | Θ).

В ходе принятия решений обычно P заменяют некоторой совокупностью критериев и на множестве решений Y ищут Y* — оптимальное решение, соответствующее достижению целевой ситуации Sc.

Качество управленческого решения

Действия, принятые на базе некоторого управленческого решения, зависят во многом от тех характеристик решения, которые определяют способность выполнять свое назначение в процессе управления. Такая совокупность характеристик задает качество управленческого решения.

Свойства и характеристики, задающие качество решения:

• научная обоснованность;

• своевременность;

• реальность;

• полномочность;

• рациональность.

Первое требование (научная обоснованность) означает выработку и реализацию решения на основе использования законов и закономерностей функционирования и развития экономического объекта. Необходимо определить все аспекты, затрагиваемые в ходе управления и выявить специфику каждого аспекта. Например, если затрагиваются люди, то выявить социологические закономерности, если рынок — то законы маркетинга и т. д. Научность и достоверность элементам управления обеспечивают методы количественного и качественного анализа, моделирование, прогнозирование, материально-экономические методы и другие апробированные в данной области. Если формализация структуры затруднена, то используются эвристические или экспертные методы.

Характеристика своевременности говорит о таком состоянии объекта управления, когда воздействие на него принимается не раньше и не позже возникновения ситуации. Эта характеристика говорит также о сроках жизни каждого решения и его отмене (замены на своевременное). При этом необходимо обеспечивать непротиворечивость и согласованность решений при прогнозе или замене.

Вместе с тем решение должно быть реальным, т. е. желаемое и действительное должно быть согласовано на уровне практической осуществимости. Это связано как с имеющимися ресурсами, так и с наличием времени. Установление необоснованных сроков реализации решения и невыполнение требований ресурсных ограничений снижает вероятность его выполнения.

Управленческое решение должно также быть полномочным и законным, т. е. решение принимается юридическим лицом, на то уполномоченным, и должно быть подкреплено соответствующим законодательством.

Рациональность отражает четкость и правильность построения решения для его однозначной интерпретации.

На конкретные значения этих и других характеристик влияют во многом факторы, находящиеся в прямой связи с ними. Состав факторов зависит от тех аспектов, которые затрагиваются при выработке решения и обычно составляют следующие группы:

• экономические;

• социально-психологические;

• организационные;

• методологические.

Экономические факторы определяют необходимые трудовые и финансовые ресурсы на саму процедуру выработки решения. Обычно подготовка и анализ данных для решения ведется группой людей, и эффективность их работы зависит от их психологической и эмоциональной совместимости, уровня общности интересов, ценностных ориентиров и целей. Особо выглядит здесь роль руководителя, которая привносит субъективный фактор на социально-психологическое поле коллектива. А это зависит во многом от уровня знаний лидера, опыта, интуиции, организаторских способностей и др.

К группе организационных факторов относятся: структура и состав аппарата управления; уровень иерархии управления; организация информационного обеспечения управления; степень распределения прав и полномочий по уровням на право принимать управленческие решения и др.

Кроме основных вышеперечисленных факторов, на эффективность решения оказывают факторы, указывающие их природу. Они разбиты по: времени действия (постоянные, временные); значимости (основные, второстепенные); месту возникновения (внешние, внутренние); составу (простые, сложные); направлению влияния (прямые, опосредованные); характеру воздействия (объективные, субъективные).

Учет комплекса факторов позволяет более четко определять их взаимосвязь и влияние на качество управленческого решения.

Оценка эффективности и качества процедур принятия решений

Под эффективностью управленческого решения будем понимать способность выбранного и реализованного решения приносить управленческий эффект, т. е. когда результаты принятого решения положительно сказываются на экономических показателях экономической системы.

С точки зрения организационной системы экономического объекта к основным качественным показателям эффективности можно отнести:

• обеспечение более быстрого и полного сбора первичной информации для принятия управленческого решения;

• адекватную обработку информации о возникающих проблемных ситуациях;

• формирование оптимального для данной ПС решения;

• оперативное доведение принятого решения до всех исполнительных органов;

• организация четкого выполнения решения;

• осуществление контроля реализации решения;

• сокращение затрат живого труда в сфере управления и соответственно снижение расходов на содержание аппарата управления;

• сокращение времени на процесс управления в целом.

В связи с тем что для некоторых задач принятия решений разрабатываются дорогостоящие процедуры обоснования и выбора решений, для анализа эффективности решения необходимо производить учет эффективности и самого метода решения.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что адекватный выбор метода, соответствующий сущности проблемной ситуации, — достаточно важная проблема сама по себе. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками, требует определенного уровня затрат. Поэтому весьма значителен выбор метода решения, в качестве которого может служить анализ свойств методов с позиций, указанных в табл. 6.2.

Таблица 6.2 Сравнительный анализ методов решения

Анализ используемых в практике управления методов показывает, что обычно сложные проблемные ситуации сводятся к простым. Упрощение и огрубление модели позволяют применить к ним более простые методы, но и с соответствующей степенью точности решения.

Кроме качественных показателей для оценки эффективности управленческого решения можно задать и некоторые количественные характеристики, например количественная интегральная характеристика качества решения Q:

где φ — коэффициент значимости задачи IS (степень ее влияния на результат); qiS — коэффициент степени соответствующих решений отдельной цены опорному ее решению; rj — число решений, используемых j-Й группе.

Другой характеристикой оценки эффективности принятых решений является время принятия решений t:

Особенности и требования к проблеме повышения эффективности процедур принятия решений обычно формулируются в виде следующего набора:

• ориентация производства на потребителя, что предполагает развитие данной функции на базе решения следующего комплекса задач:

- осуществление функции маркетинга;

- снабжение и сбыт в целях прямых связей, в том числе экспорт;

- развитие фирменного сервиса;

- внешнеэкономическая деятельность (кооперированные связи и компенсированные поставки);

- формирование собственной сбытовой сети;

• реструктуризация организационной структуры системы управления в связи с переориентацией производства функционирующей в соответствии с изменившимися целевыми установками и критериями;

• широкое привлечение интегрированных средств поддержки и процедур принятия решений на всех этапах управления;

• проведение активной кадровой политики в свете изменения технологии управления и принятия решений.

В качестве основных требований к построению эффективной структуры управления:

• комплексное решение проблемы управления экономической системы на базе использования перспективных методов проектирования организационных структур, к которым, в свою очередь, можно отнести:

- типовые варианты линейно-функциональных структур (с типовой номенклатурой функционального управления, например, использование общеотраслевого метода материализации по разделению организационных структур);

- информационно-технологические методы проектирования;

- проектирование на основе анализа структуры целей.

Однако данные методы не учитывают существующей активности элементов структуры управления, поэтому необходимо дополнить методологию исследований следующими требованиями:

• учет активности элементов организационной структуры управления и возможностей фактического рассогласования их целей с общесистемными целями;

• реструктуризация функций и задач управления с учетом дестабилизирующих факторов и неопределенных параметров внешней среды.

Так, например, рассматривая процедуры управления инновационными процессами, можно видеть, что инновационная деятельность складывается из следующих фаз:

наука: проведение теоретических исследований по решению ПС;

исследование: анализ и моделирование разработок;

разработка: определение технологических характеристик изделий, технологий изготовления и др.;

производство: подготовка производства, запуск и т. д.;

потребление: использование потребителем, анализ требований и рекламаций и пр.

В свою очередь, процесс управления нововведением требует от системы быстрой адаптации своей структуры в соответствии с изменившимися целевыми установками. В инновационной деятельности, например, устаревшая организационная форма препятствует совершенствованию процесса управления на предприятии.

Наряду с хорошим знанием внешней среды, в условиях которой строятся взаимоотношения экономических систем со своими партнерами, большое внимание следует уделять организации эффективных процедур принятия решений как основного звена задач управления, от которого в немалой степени зависят экономические показатели предприятий.


(Материалы приведены на основании: Основы менеджмента. Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007)

Поделиться:




Предыдущая тема:
6.1 Проблемные ситуации и их характеристики

Текущая тема:
» 6.2 Эффективность и качество управленческого решения

Следующая тема:
6.3 Технология принятия решений



поиск по сайту







Наверх




© study-i.ru 2012-2017