Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 11 Мировое хозяйство и международные экономические отношения » 11.2.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли

11.2.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли

Мировая торговля представляет собой одну из наиболее распространенных форм международных отношений. Для того чтобы разобраться в сущности мировой торговли, необходимо изучить закономерности развития последней и знать теории, обосновывающие принципы участия национальных экономик в международном товарообороте.

Мировая, или международная, торговля — это процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между разными странами, выступающими в роли покупателей, продавцов и посредников. Международная торговля включает в себя импортные и экспортные операции с товарами, в сумме именуемые товарооборотом. Соотношение между ними получило название внешнеторгового баланса.

В своем развитии мировая торговля проходит три основных этапа.

Этап I — от Древнего мира до начала XIX в. Мировая торговля зародилась во времена Древнего Египта и других государств и развивалась в качестве морской и сухопутной торговли. На рубеже XVIII— XIX вв. она приобрела характер устойчивых международных товарно-денежных отношений. Этому процессу во многом способствовало создание машинного производства в Англии, Голландии и других странах, которое было ориентировано не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Этап II — XIX в. — первая половина XX в. В конце XIX в. образовался мировой рынок. В первой половине XX в. мировая торговля пережила глубокий кризис, начавшийся в годы Первой мировой войны и продлившийся до окончания Второй мировой войны, приведший к длительному нарушению мирового товарооборота. Войны потрясли всю структуру международных экономических отношений.

Этап III — вторая половина XX в. — начало XXI в. Для послевоенного периода характерно заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческой цивилизации. Среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составлял: в 50-е гг. — 6%, в 60-е — 8,2, в 70—80-е — 9,0, в 90-е — 6%. Возрастал и объем мировой торговли. В 1970 г. он составил 0,3 трлн. дол.; в 1980 г. — 1,9 трлн.; в 1997 г. — 5,4 трлн. дол. 1 Столь внушительные темпы роста мировой экономики во второй половине XX в. обусловлены высокими темпами экономического развития в этот период. Оно сопровождалось развитием разделения труда и стимулировало международный товарооборот. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Согласно прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохранятся и в дальнейшем.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием научно-технического прогресса и углубления процесса международного разделения труда. Наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности, на которую приходится свыше 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет удельный вес оборудования, транспортных средств, химических средств. Доля международной торговли продовольствием, сырьем, минеральным топливом составляет около 1/5.

Наряду с быстрым ростом мировой торговли товарами опережающими темпами расширяется международный обмен услугами. К ним относятся как традиционные виды услуг (туристические, транспортные, финансово-кредитные), так и новые, развивающиеся под действием НТР (консалтинговые, информационные, лицензионные и ряд других).

Мировая торговля преобладает в странах с развитой рыночной экономикой. В начале XXI в. на их долю приходилось примерно 75% мирового экспорта товаров. Развитые страны прежде всего торгуют друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована на рынки развитых стран, их доля в мировом экспорте составляет около 15%. Около 10% мирового вывоза товаров приходится на страны с переходной экономикой. Например, доля Китая (с Гонконгом) в 90-е гг. XX в. составляла около 6,3%. Очень заметно растет роль новых индустриальных стран (НИС), или так называемых азиатских тигров. К ним относятся Сингапур, Республика Корея и некоторые другие.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Поделиться:




Темы из "Макроэкономика. Глава 11 Мировое хозяйство и международные экономические отношения":

11.2.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли
11.2.2 Ценообразование на мировом товарном рынке
11.2.3 Теории международной торговли
11.2.4 Политика государства во внешней торговле
11.2.5 Участие России в мировой торговле




поиск по сайту




JavaScript-фреймворк React.js
Motion-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024