Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 8 Фискальная политика государства » 8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения

8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения

Поскольку на протяжении истории человечества ни одно государство не существовало без взимания налогов, то мировой опыт привел к главному принципу налогообложения, который можно выразить следующим изречением: «Не режьте курицу, несущую золотые яйца». То есть нельзя отчуждать имущество или собственность налогоплательщика в пользу государства таким образом, чтобы подорвать стимулы к индивидуальной или коллективной хозяйственной деятельности, как бы велики при этом ни были потребности государства в финансовых средствах. Этот принцип наглядно демонстрируется эффектом Лаффера.

Экономика предложения, представителем которой является А. Лаф-фер, выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Основные предложения — это отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате этого вырастут накопления и инвестиции. Для работников снижение налогов усилит привлекательность дополнительной работы и заработка, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы. Кривая Лаффера изображена на рис. 8.3.

Кривая Лаффера

Рис. 8.3. Кривая Лаффера

Американский ученый, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе А. Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых платежей в государственный бюджет, т.е. государственных доходов. Как видно на графике (рис. 8.3), по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) сначала растут от нуля до определенного максимального уровня на графике — Дmax, где ставка налога оптимальна, а затем снова снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают падать после оптимального значения налоговой ставки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается. При ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога. Вывод напрашивается сам собой: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, накапливанию сбережений, инвестициям и т.д. Расширившаяся налоговая база может поддерживать налоговые поступления на достаточном уровне даже при снижении налоговых ставок. Снижение бюджетного дефицита обеспечивается за счет уменьшения случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и за счет сокращения государственных дотаций и социальных трансфертов малообеспеченным слоям населения (в современных российских условиях последнее обстоятельство может вызвать протесты электората).

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, и следовательно, в практической жизни весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога (любого) начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет. Тем не менее на эффекте Лаффера была построена экономическая политика американского президента Р. Рейгана в 1980-х гг. Снижение налогов было одним из главных составных элементов этой политики, а ее результатом стал интенсивный экономический рост в США. С этого времени «теория предложения», согласно которой снижение налогов является важнейшим фактором стимулирования экономического развития, стала ведущей в большинстве развитых стран, заменив собой кейнсианскую доктрину.

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 ООО руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

Декларация — это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.

При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода, т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

При кадастровом способе (от греч. katastichon — лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Поделиться:




Темы из "Макроэкономика. Глава 8 Фискальная политика государства":

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды
8.2 Структура и функции государственного бюджета
8.3 Налоговая система
8.3.1 Характерные черты и признаки налога
8.3.2 Фискальная функция налогообложения
8.3.3 Распределительная (социальная) функция налогообложения
8.3.4 Регулирующая (экономическая) функция налогообложения
8.3.5 Классификация налогов
8.3.6 Принципы и механизмы налогообложения
8.4 Бюджетный дефицит. Государственный долг




поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024