Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий

15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты соответствуют понятию социального обеспечения.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме:

1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и 2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума. Различия между социальным страхованием и социальной помощью показаны в табл. 15.1.

Таблица 15.1 Сравнительная характеристика социального страхования и социальной помощи

Источник. Роик В. Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. — М., 1994. — С. 11—12.

В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель)1. Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.

Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем больше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования. Но эти преимущества бисмарковской модели в полной мере действуют при благоприятном соотношении числа работающих и лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. При неблагоприятном изменении такого соотношения (что и происходит в последнее время в большинстве стран мира) должны либо увеличиваться взносы на социальное страхование, либо снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель изначально предполагает меньшие по объему государственные гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.

В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности2, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Например, системы Medicare (Медицинское обслуживание) и Medaid (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих граждан.

Классическая форма организации социального страхования 3 предполагает создание на конкурентных началах специальных страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), капитализацию временно свободных денежных средств и выплаты социальных пособий, а также оплату предоставленных медицинских услуг. Больничные кассы применяют систему скидок или надбавок в зависимости от частоты наступления страховых событий, конкурируют на основе выбора схем инвестирования резервов и временно свободных денежных средств. В конечном счете такая организация социального страхования оказывается менее затратной, чем та, при которой управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государственные органы (например, во Франции). В некоторых странах, так же, как это было в СССР, средствами социального страхования управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание негосударственной формы управления с функциями по реализации государственных гарантий достигается на основе четко организованной системы государственного контроля, а также использования механизма бюджетных дотации в периоды финансовой неустойчивости системы социального страхования.

Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности наступления события, связанного с утратой заработка. В соответствии с законодательством размер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном отношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

Таким образом, социальное страхование — механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. К рискам4, подлежащим социальному страхованию, относятся: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование делится на виды в зависимости от сочетания указанных рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских государствах в рамках социального страхования на случай временной утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотрена также оплата медицинских услуг, страхование на случай инвалидности может быть выделено в отдельный вид социального страхования. В Норвегии отказались от обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности — законодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат.

В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) страхование на случай безработицы;

3) страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);

4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во многих государствах в формировании фондов социального страхования принимают участие в качестве страхователя не только работодатель, но и сами наемные работники. Участие работников в уплате страховых взносов рассматривается как реализации одного из принципов рыночной экономики — персональной ответственности каждого индивидуума за сохранение трудоспособности, правильность оценки востребованности будущей профессии. При этом разные виды рисков по социальному страхованию предполагают разную степень распределения ответственности между работниками и работодателями как основными участинками отношений по социальному страхованию.

В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.

Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1994 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социальною страхования;

• всеобщий обязательный характер социального страховании, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

• паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Организационно-правовыми формами социального страхования в Российской Федерации являются государственные социальные внебюджетные фонды. С 2010 г. предусмотрена отмена единого социального налога и его замена страховыми взносами в соответствующие фонды5. Кроме увеличения тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование, которое произойдет с 2011 г., предусмотрены переходные положения по применению льготных тарифов для отдельных категорий плательщиков, а также отказ от использования регрессии с несколькими разрядами с
введением предельного размера облагаемой базы для начисления взносов плательщиками, осуществляющими выплаты физическим лицам, итогом за расчетный период, при превышении которого страховые взносы не взимаются. Данная величина подлежит ежегодной индексации.

Тем не менее смешение механизмов социального страхования и социальной помощи сохраняется в российской практике, что обусловлено использованием термина «бюджет государственного внебюджетного фонда» и включением бюджетов государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему. В силу этого на практике и в законодательстве внебюджетные фонды рассматриваются не только как фонды социального страхования, но и как учреждения, выполняющие функции, связанные с социальными выплатами, при этом не только по социальному страхованию, но и по социальной помощи. Ситуацию усугубляет действующая бюджетная классификация, в соответствии с которой все виды социального страхования включены в статью «Социальная помощь».

1 Указанные названия моделей используются в материалах Международной организации труда, отчетах ОЭСР и комиссий Европейского союза по вопросам социальной политики. См., например: Mahr Robert J. Fundamental of Social Security. — Homewood. Illinois IRWIN, 1985; Хансен M. Социальное страхование и социальная защита. — Женева: Международная конференция труда, 1993.
2 Barr N. Income transfers and the social safety net in Russia. — Wash.: Warld Bank, 1992. — P. 3.
3 Ее обычно рассматривают на примере ФРГ — родине социального страхования.
4 Нередко в российской экономической литературе при анализе зарубежного опыта такое страхование называют медицинским страхованием, но по охвату рисков оно шире, чем обязательное медицинское страхование в Российской Федерации.
5 Федеральный закон от 24.07.2009 N° 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
14.4 Управление государственным и муниципальным долгом

Текущая тема:
» 15.1 Социальное страхование и его роль в реализации государственных социальных гарантий

Следующая тема:
15.2 Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов





поиск по сайту




Фреймворк Vue.js
UX-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024