Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »13.3 Организация исполнения бюджетов

13.3 Организация исполнения бюджетов

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета и составление, рассмотрение, внешняя проверка и утверждение бюджетной отчетности.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы — либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.

В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов.

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. и вплоть до проведения кассовой реформы 1925-1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности. До создания Федерального казначейства в Российской Федерации существовала банковская система исполнения бюджета, когда функции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР осуществляли органы Государственного банка СССР. Они обеспечивали кассовое исполнение всех бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, распределение доходом между бюджетами разных уровней, а также списание средств со счетов бюджета на основании распоряжений финансовых органов, управляющих бюджетными средствами. Кроме того, органы Госбанка СССР осуществляли функции по приему, хранению и выдаче средств из бюджета, контролю за расходованием бюджетных средств, учету доходов и расходов всех бюджетов и составлению отчетности Государственного бюджета СССР.

С созданием Федерального казначейства часть функций по кассовому исполнению бюджета перешла от банков к казначейству, а часть осталось у Центрального банка РФ и иных кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации осуществляют обслуживание счетов бюджета, в том числе прием, хранение и выдачу средств в наличной форме. Федеральное казначейство и иные казначейские органы распределяют доходы от налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, открывают в Центральном банке РФ счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведут учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению получателей бюджетных средств на их лицевых счетах, осуществляют санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, составляют бюджетную отчетность об исполнении бюджетов и отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета. Только при условии функционирования казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут выполнять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюджетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют также прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и контроль за их возвратом.

Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается соответствующим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кроме того, в исполнении бюджета принимают участие налоговые и таможенные органы, министерства, агентства, службы, получатели бюджетных средств, а также Центральный банк РФ и другие кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Оно означает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъектов РФ по соглашению с ними при условии финансового обеспечения этих полномочий за счет собственных доходов их бюджетов и наличия у субъектов РФ необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом с целью организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования его дефицита. Руководитель финансового органа утверждает сводную бюджетную роспись и вносит изменения в нее. Ее показатели должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Сводная бюджетная роспись направляется в казначейство. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В предусмотренных Бюджетным кодексом РФ случаях (ст. 217) показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета необходимых для этого сведений.

Исполнение бюджета по доходам включает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется на основе бюджетной росписи — документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств с целью исполнения бюджета по расходам. Бюджетная роспись составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств и подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом либо иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами о списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов между народного права.

Финансирование расходов означает непосредственное расходование бюджетных средств путем списания средств с бюджетного счета с целью исполнения бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

В состав операций, определяющих содержание исполнение бюджета, включаются также операции по бюджетному учету, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства1.

В Российской Федерации бюджетный учет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведется по единой системе, регламентируемой нормативными правовыми актами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатываем инструкции и другие нормативные правовые акты по ведению бюджетного учета. В частности, бюджетный учет осуществлюется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов и инструкции по его применению утверждаются Министерством финансов РФ. Показатели бюджетного учета обеспечивают исполнительные органы государственной власти информацией о ходе исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов с целью принятия адекватных управленческих решений.

На основе данных бюджетного учета формируется бюджетная отчетность, которая включает, прежде всего, отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности и другие формы отчетности. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета органом государственного (муниципального) финансового контроля. Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение бюджета, которое завершает бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

1 См. ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
13.2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

Текущая тема:
» 13.3 Организация исполнения бюджетов

Следующая тема:
14.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения






поиск по сайту




InstaForex


Наверх




© study-i.ru 2012-2017