Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »10.3 Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей

10.3 Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», распространяющийся и на индивидуальных предпринимателей.

Поддержка индивидуальных предпринимателей в рамках данного законодательства включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки индивидуальным предпринимателям устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки индивидуальным предпринимателям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку индивидуальных предпринимателей, предусмотренные Федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий.

Субъекты РФ вправе наряду с установленными федеральными законами формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

5) осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Одним из основных финансовых инструментов государства по развитию малого бизнеса являются фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП), созданные в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Порядок их формирования и использования регулируется законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральный ФПМП в 2005 г. был ликвидирован из-за его недостаточной эффективности. Региональные и муниципальные ФПМП лучше отвечают интересам малого бизнеса.

ФПМП являются государственными некоммерческими организациями, созданными в форме учреждения, имеющими право заниматься предпринимательской деятельностью. Финансово-кредитная поддержка региональных и муниципальных ФПМП реализуется путем предоставления льготных кредитов (займов) субъектам индивидуального и малого предпринимательства, в том числе через систему лизинга, использование гарантийных механизмов, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование и т. д.

Доходы ФПМП формируются за счет ассигнований соответствующих бюджетов, средств, поступивших от приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, средств из внебюджетных источников, из возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от разрешенной уставом предпринимательской деятельности фондов.

Для реализации поставленных целей ФПМП осуществляют следующие мероприятия:

• предоставление предпринимателям финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства для развития конкуренции и насыщения товарного рынка;

• выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

• долевое участие в создании и деятельности субъектов хозяйствования, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

• финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

• финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, связанных с деятельностью указанных фондов;

• проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами.

Государственные заказчики при заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства часть общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки.

Для развития индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы но микрофинансированию (выделение бюджетных средств в малый суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставление бюджетных кредитов целевою назначения в малых суммах на возмездной и возвратной основах), причем последняя мера используется чаще, чем микрофинансирование. Выделение средств на данные цели осуществляется на конкурсной основе. При предоставлении кредита государство не требует какого-либо залога, однако оно осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Чтобы стимулировать банковское льготное кредитование индивидуального и малого предпринимательства, применяется механизм компенсаций соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств государства, которые покрывают полностью или частично недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении данной услуги. Размер, порядок и условия подобных компенсаций устанавливаются договором с кредитной организацией. Государство субсидирует процентные ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого бизнеса, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и малых предприятий отличается повышенными рисками, что создает объективные предпосылки для развития страхования их деятельности. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Государство может компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
10.2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей

Текущая тема:
» 10.3 Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей

Следующая тема:
11.1 Содержание государственных и муниципальных финансов





поиск по сайту




JavaScript-фреймворк React.js
Motion-дизайнер


Наверх




© study-i.ru 2012-2024