Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »4.3 Этапы и методы финансового планирования

4.3 Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

• горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

• вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

• трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

• факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 781 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и соответствии с государственным (муниципальным) заданием;

индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Используется, как правило, органами государственной власти и местного самоуправления. В общем виде программно-целевое планирование можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от них, т.е. с их социальной и экономической эффективностью.

Основополагающим принципом программно-целевого планирования является принцип планирования от конечных целей к средствам, вплоть до программы конкретных работ, обеспечивающим достижение поставленных целей. Программно-целевой подход предполагает комплексное системное решение проблем путем выработки целей, формирования множества альтернативных стратегий их достижения и обоснованного выбора средств достижения целей. Результатом программно-целевого планирования является целевая программа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяются:

• долгосрочные целевые программы (ст. 179 БК РФ), которые выступают средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем; реализация этих программ предполагает привлечение средств не только из
бюджета, но и из внебюджетных источников; утверждаются исполнительным органом власти (Правительством РФ, администрацией субъекта РФ или муниципального образования); могут разделяться на подпрограммы; формируются на период от трех до десяти лет;

• ведомственные целевые программы (ст. 1793 БК РФ); рассматриваются как средство решения внутриотраслевых проблем, формируются с целью реализации функций главных распорядителей бюджетных средств; утверждаются главным распорядителем бюджетных средств, финансируются только из бюджета; не могут разделяться на подпрограммы; формируются на период от одного до трех лет;

• федеральная адресная инвестиционная программа (ст. 179 БК РФ); представляет собой свод бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета; утверждается как текстовая статья и приложение (одно публикуется, одно — секретное) к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Общими требованиями, предъявляемыми к целевым программам, являются:

• четкая формулировка цели программы в соответствии с приоритетами государственной политики, полномочиями и сферами ответственности исполнительных органов;

• описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);

• наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;

• обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценка внешних условий и рисков для реализации программы;

• определение системы управления реализацией программы, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который соответственно подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

• на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;

• на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
4.2 Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

Текущая тема:
» 4.3 Этапы и методы финансового планирования

Следующая тема:
4.4 Виды финансовых планов, их характеристика






поиск по сайту




В  В 


Наверх




© study-i.ru 2012-2017