Учебный портал


Главная » Экономика и финансы » Финансы »12.1 Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы

12.1 Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы

В результате длительных и серьезных исследований сущности бюджета и его влияния на общественное воспроизводство признано, что бюджет не может быть определен однозначно, поскольку данный термин используется в разных значениях и отражает разные явления. По экономической сущности бюджет — это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению — фонд денежных средств, по организационной форме — финансовый документ, утверждаемый в форме закона1.

При всем многообразии взглядов разных экономистов на сущность бюджетных отношений2 общим для них является то, что данные отношения признаются частью объективно существующих финансовых отношений и соответственно обладают основны ми их признаками: денежным и распределительным характером. Отличительные черты бюджетных отношений, позволяющие их выделить из общей системы финансовых отношений, следует искать в характере распределительных отношений, составе участников и особом назначении данных отношений, а также в их материальном воплощении.

Специфика бюджетных отношений определяется тем, что они представлены в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения валового внутреннего продукта (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.д.). Результатом такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые общество возлагает удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.

Бюджетные отношения выполняют особое назначение — распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме — в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей3.

Последние могут быть сгруппированы и представлены следующими видами потребностей в:

• оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг образования, здравоохранения, культуры и других услуг отраслей социальной сферы;

• расширении общественного производства;

• регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;

• содержании органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебной власти, органов правопорядка, обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

Таким образом, в системе общественных потребностей выделяются как потребности самих органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов хозяйствования и отдельных граждан. Соотношение отдельных групп потребностей зависит от уровня экономического развития страны, приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики.

Исходя из вышеизложенного бюджетные отношения представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, — с другой, по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач.

В некоторых учебных изданиях4 бюджетные отношения трактуются как отношения, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Ранее этот термин соответствовал организационно-правовой форме существования бюджета в виде единого (консолидированного) фонда, утверждаемого в форме закона. После образования Российской Федерации в условиях разделения единого бюджетного фонда по уровням власти правомернее говорить о том, что бюджетные отношения материализуются не в едином централизованном фонде, а в совокупности фондов денежных средств, формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для определения любого из этих фондов, абстрагируясь от уровня управления (федерального, регионального или местного), на котором они формируются, правомерно использовать термин «бюджетный фонд», который является материальным воплощением бюджетных отношений.

Бюджетный фонд — это обособленная часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемая в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемая для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Таким образом, формирование бюджетных фондов происходит путем вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения и последующей концентрации5 части денежных средств в распоряжении органов власти и местного самоуправления для удовлетворения общественных потребностей.

Признание объективной необходимости концентрации ресурсов в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления, в свою очередь, требует определения разумных масштабов такой концентрации. Отсутствие понимания этого положения при определении целей, задач и направлений бюджетной политики может привести к двум крайностям. Постоянно возрастающие общественные потребности требуют адекватного увеличения бюджетных фондов. Однако излишне высокий уровень концентрации средств в руках государства вызывает чрезмерное изъятие доходов у субъектов хозяйствования и как следствие уклонение от налогообложения, снижение заинтересованности предприятий и организаций в увеличении накоплений и развитии, что в перспективе может привести к уменьшению объекта бюджетного распределения (в основном валового внутреннего продукта) и снижению доходной базы бюджетов. В то же время уменьшение размеров бюджетных изъятий путем резкого снижения налогового бремени (целью которого является создание наиболее благоприятных условий хозяйствования экономическим субъектам для обеспечения экономического роста) может привести к необходимости пересмотра системы общественных потребностей в ущерб малообеспеченным слоям населения, занятым в социальной сфере, росту социальной напряженности, замедлению темпов роста научно-технического прогресса, снижению воспроизводства квалифицированных кадров и, в конечном итоге, к сокращению темпов экономического роста.

Сложность определения разумных масштабов концентрации средств обусловлена, с одной стороны, количественной ограниченностью объекта распределения и, с другой стороны, внутренней противоречивостью экономических интересов всех экономических субъектов (органов власти, организаций, граждан). Особенно остро стоит эта проблема в странах с переходной экономикой ввиду недостаточно стабильного роста валового внутреннего продукта, в условиях которого формирование и разделение «бюджетного пирога»6 в интересах всех экономических субъектов становятся практически неразрешимой задачей. Поэтому возникающие противоречия могут быть сняты только на основе установления экономически обоснованных пропорций и методов распределения финансовых ресурсов между всеми субъектами бюджетных отношений. При этом сложность выработки механизма бюджетного распределения обусловлена необходимостью решения двух основных (часто взаимоисключающих) задач: увеличения доходной базы бюджетов для удовлетворения потребностей общества и создания условий для роста накоплений субъектов хозяйствования путем стимулирования их материальной заинтересованности в увеличении доходов.

К основным факторам, влияющим на уровень концентрации в распоряжении органов власти и местного самоуправления финансовых ресурсов, относятся следующие: уровень развития экономики (обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютная величина валового внутреннего продукта); цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных отраслей экономики и территорий; исторические и национальные традиции. Сочетанием этих факторов определяется конкретный объем бюджетных средств, формируемых в распоряжении всех органов государственной власти и местного самоуправления. Размер бюджетных фондов определяется в процессе бюджетного планирования, что предъявляет высокие требования к обоснованности определения бюджетных показателей на основе составления многовариантных расчетов бюджета с учетом научно обоснованной потребности в средствах субъектов хозяйствования, необходимости повышения эффективности и результативности предусмотренных бюджетных расходов.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет влияет на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и
расходы бюджета выступают в роли регулятора социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики. При этом цели и задачи бюджетной политики реализуются благодаря созданию адекватного этим целям бюджетного механизма, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного перераспределения средств.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основное назначение доходов бюджета состоит в создании устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета являются одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.

Переход к рыночным отношениям обусловил преимущественное использование налоговых методов изъятия доходов в бюджет, регулируемых нормами права7. Они призваны, с одной стороны, обеспечивать органы государственной власти и органы местного самоуправления объемом денежных средств, достаточных для выполнения возложенных на них функций и задач, а с другой — регулировать объем средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, достаточный для нормального воспроизводственного процесса, обеспечивающего высокий уровень накоплений. Это, в свою очередь, создает условия для увеличения валового внутреннего продукта и роста государственных доходов. Эффективность применяемых налоговых методов изъятия зависит от выбора состава налогов, входящих в налоговую систему страны, их соотношения, изменения размера ставок налогов, их дифференциации, обоснованности применяемых правил определения налогооблагаемой базы, применения налоговых льгот.

Так, изменение соотношения между прямым и косвенным налогообложением позволяет перемещать налоговое бремя между различными категориями налогоплательщиков (юридическими или физическими лицами). Оптимальное соотношение центральных и местных налогов обеспечивает разграничение налогов по звеньям бюджетной системы с целью создания во всех бюджетах доходной базы, адекватной выполняемым органами власти всех уровней возложенных на них функций и задач. Изменение ставок налогов (их повышение или снижение), как и сужение или расширение налогооблагаемой базы, оказывает прямое влияние как на уровень налоговых изъятий у субъектов хозяйствования, так и на совокупное налоговое бремя в стране, что в свою очередь стимулирует или тормозит развитие общественного производства.

Применение налоговых льгот, с одной стороны, способствует ускоренному обновлению производственного потенциала, развитию научно-технического прогресса, стимулирует рост производства, а, с другой стороны, нарушает принцип равенства налогоплательщиков, создает основу для уклонения от налогов и, главное, не обеспечивает достижение целей, ради которых эти льготы предусмотрены. Исходя из этого стимулирующее воздействие налогового механизма достигается только при полной взаимоувязке всех его элементов и их направленности на достижение заявленных целей и задач налоговой политики.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основное назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Вместе с тем расходы бюджета могут активно воздействовать на общественное воспроизводство. Бюджетные расходы служат фактором, влияющим как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров (работ и услуг) для государственных нужд. При этом финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, а значит, и производства валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается посредством прямых бюджетных инвестиций, социальных трансфертов нуждающимся категориям населения, финансирования производства общественных благ. Тем самым уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия.

Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование отдельных отраслей экономики, определяющих перспектинное развитие экономики, науки и научно-технического nporpeccа, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования про доставленных бюджетных средств. Так, формы финансирования коммерческих организаций в виде субсидий нацелены на предоставление средств для осуществления целевых расходов, при этом финансируются затраты, связанные в основном с расширением производства, его модернизацией, развитием наукоемких производств и промышленной инфраструктуры. Данная форма финансирования заменила применявшиеся ранее дотации на покрытие убытков коммерческих организаций. Эффективность применения формы финансирования бюджетных учреждений в виде ассигнований на обеспечение выполнения их функций, предусматривающее покрытие всех затрат данных учреждений, достигается только при условии обоснованного определения собственником задании по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, ориентированных на результаты деятельности (а не на затраты), и применения научно обоснованных норм расходов. Перспективной формой бюджетного финансирования является предоставление бюджетных средств коммерческим и некоммерческим организациям в рамках целевых программ на конкурсной основе, что обеспечивает большую увязку выделяемых бюджетных средств с ожидаемыми результатами, заявленными на стадии бюджетною планирования.

Бюджетный фонд как форма материализации бюджетных отношений организован в виде баланса доходов и расходов. По своему материальному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты cooтветствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функции и задач. При превышении расходов над доходами фонд балансируется поступлениями из источников финансирования дефицит бюджета. Состав, группировка и характеристики отдельных видом доходов и расходов, а также источники покрытия дефицита рассматриваются в последующих параграфах данной главы.

Показатели доходов и расходов весьма разнообразны, поэтому необходима их классификация. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов. Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления). Утверждение бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ определяет ее правовое значение, заключающееся в обязательности применения единой группировки показателей любого бюджета, что обеспечивает одинаковую структуру бюджетного фонда независимо от уровня (федерального, регионального, местного), на котором он формируется.

Бюджетный фонд является разновидностью финансового фонда, поэтому он обладает всеми чертами, характерными для финансовых фондов: обособленным характером и самостоятельностью функционирования, целевым назначением, сбалансированностью, правовой регламентацией порядка образования и использования.

Обособленный характер бюджетного фонда проявляется в результате вычленения из стоимости валового внутреннего продукта и других объектов распределения (доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства) и концентрации части финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. При этом он начинает функционировать самостоятельно, порядок его формирования, утверждения и использования регламентируется органами представительной и исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Бюджетный фонд создается для достижения определенных целей, которые могут трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле целью создания бюджетного фонда является удовлетворение общественных потребностей, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время в ходе бюджетного планирования определяются и более узкие цели, которые находят отражение в функциональной и экономической структуре расходов бюджетов.

Как и любой другой финансовый фонд, бюджетный фонд должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет равенства доходов и расходов, но и главным образом путем использования государственных или муниципальных заимствований. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает необходимость достижения соответствия планируемых расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финансовых фондов, бюджетный фонд обладает еще одной специфической чертой — исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью8. Мобильность бюджетного фонда достигается: соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных кредитов, возможностью внесении изменений в утвержденные бюджетные назначения.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита, за исключением субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств целевых иностранных кредитов (заимствований), добровольных взносом, пожертвований, средств самообложения граждан и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации Соблюдение этого принципа обеспечивает возможность свободного распределения бюджетных средств по любым направлениям расходов в ходе формирования бюджета, а также бесперебойное финансирование расходов, определенных Федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Принцип единства кассы, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ как один из основных принципов исполнения бюджетов, означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Соблюдение этого принципа позволяет консолидировать все доходы и поступления на счете и направлять их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений.

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Необходимость создания бюджетных резервов связана с возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпов экономического роста, динамики валютного курса, уровня инфляции, уровня цен на энергоносители и др.); необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета, а также непредвиденными расходами. Бюджетные резервы используются при невыполнении доходов бюджета и для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, а также для покрытия временных кассовых разрывов.

Основными видами бюджетных резервов являются: резервный фонд Правительства Российской Федерации, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и резервные фонды местной администрации; резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; реюрвный фонд Президента РФ; оборотная кассовая наличность; остатки на счетах по учету средств бюджета, образовавшиеся на начало текущего финансового года. Различные виды бюджетных резервов имеют разное функциональное назначение. Резервные фонды исполнительных органов государственной (местных администраций), а также остатки на счетах по учету средств бюджета используются в основном на финансирование дополнительных расходов, возникающих в процессе исполнения бюджетов. Обо ротная кассовая наличность9, образуемая при составлении бюджета за его рамками за счет остатка на счетах по учету средств бюджета на начало планируемого года, используется для покрытия временных кассовых разрывов, т.е. при недостаточности в определенный период текущего финансового года на едином счете бюджета денежных средств для осуществления кассовых выплат из бюджета. Таким образом, она используется временно и должна быть восстановлена до конца финансового года.

Бюджетные кредиты используются для покрытия временных кассовых разрывов в случае недостаточности средств оборотной кассовой наличности. Они предоставляются на срок до одного года и обязательно должны быть погашены в течение текущего финансового года.

Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках фактически поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета.

Мобильность бюджетного фонда проявляется как в процессе формирования, так и при его использовании. Например, мобильность в ходе формирования бюджетного фонда проявляется в отсутствии закрепления определенных расходов за соответствующими доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, что позволяет уже при формировании бюджета маневрировать доходами, направляя их на осуществление расходом, определенных приоритетными, в соответствии с целями и задачами бюджетной политики. Другим инструментом обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе бюджетного планирования является использование оборотной кассовой наличности и бюджетных кредитов.

Необходимость обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, величина доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета мобильность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных кредитов, внесением изменений и бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты (например, бюджетные кредиты и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании.

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах10 и присущие этим фондам отличительные черты позволяют бюджету выполнять свое общественное назначение — обеспечивать органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций и задач с целью удовлетворения общественных потребностей.

1 См.: Финансово-кредитный экономический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 112—113.
2 См.: Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б. М. Сабанти.-М.: Юрайт, 2002.-С . 151; Финансы:учебник/В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1993. — С. 234; Финансы: / учебник под ред. Л.A. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — С. 109; Финансы: учебник / под ред. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2001. — С. 31; Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. — М.: Издательско-торговая корпорации «Дашков и К°», 2003. — С. 14.
3 Под общественными потребностями понимаются потребности всех экономических субъектов (органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, а также граждан), удовлетворение которых возложено на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В экономической литературе чаще используется термин «общегосударственные потребности», с которым можно согласиться только при условии, что под ними понимаются не только потребности государства в лице органов власти и местного самоуправления, но и потребности других экономических субъектов.
4 См., например: Финансы / под ред. М.В.Романовского, О.В. Врубленской, Б.М. Сабанти. — С. 151; Финансы / под ред. А.М. Ковалевой. — С. 31; Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. — С. 14.
5 Использование термина «концентрация средств» нам представляется более оправданным, чем использование термина «централизация средств» в силу аргументов, высказанных ранее против применения термина «централизованный фонд денежных средств». В противном случае под термином «централизация средств» ошибочно может пониматься процесс сосредоточения бюджетных средств в распоряжении центральных органов власти страны (применительно к РФ — в федеральном бюджете). В таком же значении понимается и централизация доходов в бюджеты вышестоящих уровней, предусмотренная ст. 39 Бюджетного кодекса РФ.
6 Этот образный термин встречается в зарубежных источниках.
7 В условиях административно-командной системы управления экономикой изъятие налоговых и неналоговых доходов в бюджет осуществлялось преимущественно на основе подзаконных актов, регулирующих ставки и порядок исчисления обязательных платежей.
8 См.: Родионова В.М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. — М.: Финансы и статистика, 1985. с. 122.
9 Данный вид резерва не предусмотрен действующим законодательством, но активно используется органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для сбалансирования доходов и расходов соответственно региональных и местных бюджетов при поквартальном распре делении.
10 В современных условиях через бюджеты всех уровней бюджетной системы перераспределяется 1/4 валового внутреннего продукта.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Поделиться:




Предыдущая тема:
11.3 Особенности организации муниципальных финансов

Текущая тема:
» 12.1 Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы

Следующая тема:
12.2 Бюджетная система государства, принципы ее построения





поиск по сайту




InstaForex
WMmail.ru - сервис почтовых рассылок


Наверх




© study-i.ru 2012-2017